Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
У некоторых детей возникают трудности с освоением школьной программы, и многие педагоги и психологи склонны называть это школьной дезадаптацией, т.к. не могут найти веских причин для подобного состояния.
При более детальном обследовании ребенка, можно выявить, что его способности и навыки страдают из-за не грубых нарушений высших психических функций. Совокупность таких нарушений, на данный момент принято называть синдромом минимальной мозговой дисфункции или ММД.
Данное понятие появилось сравнительного недавно – в середине прошлого века, и оно охватывает ряд симптомов, объединённых в синдром, который проявляет себя нарушениями со стороны центральной и вегетативной нервной системы, и затрагивает различные сферы психики ребенка: эмоциональную, поведенческую, двигательную, интеллектуальную и пр.
Также наблюдается неврологическая симптоматика, но практически все нарушения исчезают или значительно сглаживаются с возрастом.
Что провоцирует развитие синдрома у детей
Основные причины, из-за которых развивается минимальная мозговая дисфункция, воздействуют еще на плод во время беременности, или же после родов, очень редко в раннем детстве. Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:
- наследственная предрасположенность;
- гемолитическая болезнь возникает у плода, которая развивается в случае резус-конфликта с матерью, что приводит к разрушению эритроцитов крови у ребёнка;
- различные заболевания и инфекции, которые перенесла женщина во время беременности;
- анемия матери: недоедание, авитаминоз и т.д.;
- сильный токсикоз;
- угроза прерывания беременности (выкидыша), например, вследствие сильного стресса, гипертонуса или гипотонуса матки и пр.;
- любые вредные внешние воздействия на женщину в период беременности: радиация, вирусы, инфекции, бактерии и т.д, сюда также входит плохая экологическая обстановка;
- недостаток кислорода (гипоксия), удушение плода (асфиксия) в процессе родовой деятельности, например, обвитие горла младенца пуповиной, или долгое прохождение плода по родовым путям;
- преждевременные роды;
- слабая родовая деятельность или же, наоборот, стремительные роды;
- повреждение спинного мозга в процессе родов;
- недостаток питания в младенчестве и раннем детстве;
- развитие таких заболеваний у младенца, как: порок сердца, бронхиальная астма, инфекционные заболевания и пр.
Мнение врача:
Медицинское сообщество сходится во мнении, что минимальная мозговая дисфункция является своеобразной полной корзиной неврологических диагнозов. Это состояние, характеризующееся различными неврологическими симптомами, такими как нарушения внимания, памяти, координации движений и другие аномалии в работе мозга. Врачи подчеркивают, что даже небольшие изменения в функционировании мозга могут оказать существенное влияние на общее здоровье и качество жизни пациента. Поэтому важно своевременно обращаться за медицинской помощью и проходить необходимое обследование для выявления и коррекции минимальной мозговой дисфункции.
Комплекс синдромов при на почве ММД
Минимальная мозговая дисфункция наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах.
Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.
И дело вовсе не в том, что ваш ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.
При минимальной мозговой дисфункции наблюдаются следующие симптомы и синдромы:
- Сфера внимания: нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок.
- Речевая сфера: на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений.
- Нарушения со стороны памяти: проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения.
- Двигательная сфера: у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения.
- Пространственное ориентирование: такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр.
- Эмоциональная сфера: лабильность эмоционального состояния. У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), истерического склада личности, несамостоятельности.
У младенцев основные симптомы синдрома следующие:
- повышенная плаксивость и капризность;
- учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;
- наличие спазмов и судорог;
- расстройства ЖКТ (желудочно-кишечного тракта): частое срыгивание, понос и пр.;
- трудности со сном и засыпанием.
Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста, на почве минимальных мозговых дисфункций:
- гиперактивность и синдром дефицита внимания (ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте);
- ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий;
- часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими;
- вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе;
- возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений).
Симптомы у взрослых:
- трудности в усвоении новой информации и навыков;
- неловкость в движениях (неуверенная походка, частые падения);
- импульсивность поведения;
- высокая раздражительность;
- нарушение произвольного внимания;
- быстрая и неожиданная смена настроения в течение непродолжительного отрезка времени.
Гиподинамический синдром, как проявление МЦД
По статистике у каждого четвёртого ребёнка, страдающего мозговой дисфункцией, наблюдается гиподинамический синдром.
Проявляется данное расстройство в общей вялости и заторможенности ребёнка. Дело в том, что по причине родовой травмы, затрагиваются подкорковые структуры мозга, из-за этого стимуляция коры головного мозга недостаточная, что и проявляется сонливостью, заторможенностью и т.д.
Гиподинамический синдром сказывается на большинстве сфер здоровья ребёнка:
- страдают мышечные структуры, в результате чего наблюдается гипотонус мышц, их неразвитость, что влияет на координацию движений и силу;
- из-за сниженного мотивационного уровня, страдает внимание, память и когнитивные способности;
- эмоциональная сфера обеднена, чаще лицо такого ребёнка безучастно, не наблюдается ярких эмоциональных реакций в повседневной жизни.
Детей с подобным нарушением ни в коем случае нельзя заставлять делать что-то на том уровне, который им на данный момент недоступен. Важно с терпением относится к их темпу мышления, реагирования и действий.
Например, в подвижных играх нужно придерживаться максимальной скорости реакции ребенка, но потом обязательно давать передышку и всячески поощрять. Таких детей в первую очередь надо увлекать тем, что им интересно, и основываясь на их интересах строить образовательную программу, программу физического развития и досуг.
Опыт других людей
Минимальная мозговая дисфункция – это комплекс неврологических расстройств, который может оказать значительное влияние на повседневную жизнь. Люди, столкнувшиеся с этим диагнозом, делятся своими впечатлениями и опытом. Они отмечают, что важно обращаться к специалистам для точного определения проблемы и разработки индивидуальной программы лечения. Поддержка близких и понимание окружающих играют ключевую роль в преодолении трудностей, связанных с ММД. Важно помнить, что каждый человек уникален, и подход к лечению должен быть персонализированным.
Лечение и коррекция
Коррекция нарушений при ММД ведется на трем направлениям: психотерапевтическое, медикаментозное и физическое.
При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей редко применяются лекарственные препараты, — их в основном используют в качестве поддерживающей терапии. Основным методом терапии будет являться определенная физическая активность и психотерапевтическое воздействие.
Среди прочего, необходимы следующие методы коррекции:
- Во-первых, следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность.
- Во-вторых, необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам.
- В-третьих, обязательно соблюдение некоторых режимных моментов(ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.).
- В-четвертых, развивайте слабые стороны ребенка: играйте в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминайте сказки и стихи, но не механически – старайтесь заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.
Обычно прогнозы при минимальной мозговой дисфункции более благоприятные, чем при грубых нарушениях психики. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители и педагоги взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.
В некоторых случаях могут возникнуть негативные последствия ММД, они в основном связаны с неправильной постановкой диагноза или негативным влиянием близкого окружения. В этих случаях у ребёнка может развиться депрессия, неврастения, комплексы и прочие психические расстройства.
Частые вопросы
Что такое минимальная мозговая дисфункция?
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной …
Что будет если не лечить Ммд?
Нарушается питание всего организма плода, но повреждений головного мозга плода не происходит. Развивается гипотрофия плода – низкий вес при рождении (не соответствующий росту ребёнка и сроку беременности, на котором он родился).
Что такое дисфункция головного мозга?
Дисфункция мозга включает в себя целую линию патологических симптомов. Это могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата, неспособность сконцентрировать внимание, речевые расстройства. Главной методикой терапии является направленная в нужное русло, во многих случаях продолжительная, реабилитация.
Как определить Ммд у ребенка?
Основные симптомы минимальной мозговой дисфункции:ГиперактивностьПостоянная усталость и сниженная работоспособность, недостаточная подвижность.Ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца.Нестабильное эмоциональное состояние.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При подозрении на минимальную мозговую дисфункцию (ММД) обратитесь к специалисту — неврологу или нейропсихологу для проведения диагностики.
СОВЕТ №2
Изучите рекомендации по коррекции ММД, которые могут включать в себя медикаментозное лечение, психотерапию, физические упражнения и специальные обучающие программы.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на режим дня и питание, так как здоровый образ жизни может оказать положительное влияние на симптомы ММД.