Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
Потеря речи в полном или частичном объеме для человека является тяжелой ситуацией, которая значительно нарушает качество жизни и приводит к инвалидности.
В медицине эта проблема называется афазией. Она возникает при угнетении функциональной активности из-за поражения определенных областей коры головного мозга и является симптомом серьезного неврологического заболевания или травмы.
В зависимости от локализации патологического очага речевые расстройства могут иметь разные проявления, с этим связано выделение нескольких основных видов афазий.
Одной из самых тяжелых форм является сенсомоторная афазия, которая представляет собой сочетание двух видов нарушений речи (сенсорная и моторная). В чем особенность данного клинического симптома и как с ним справиться?
Факторы-провокаторы нарушения
Развитие афазии всегда связано с патологическим процессом или повреждением участков мозга, ответственных за речь. Эта функция в каждом полушарии имеет моторное (двигательное) и сенсорное (чувствительное) обеспечение.
Например, моторная афферентная и эфферентная афазия (нарушение способности произносить слова) появляется при поражении той области коры, которая отвечает за движения (нижняя лобная извилина левого полушария).
Сенсорная форма речевого расстройства (отсутствие понимания смысла своих и чужих слов) связана с патологией в корковом отделе слухового анализатора (верхняя часть височной доли каждого полушария). Сочетанное поражение этих областей приводит к развитию тотальной (сенсомоторной) афазии.
Основные причины появления данного симптома:
- острые нарушения церебрального кровообращения (инсульт, кровоизлияния) — самая частая причина у взрослых пациентов;
- тромбоз и эмболия сосудов мозга;
- травмы головы;
- нейрохирургические оперативные вмешательства;
- злокачественные опухоли головного мозга;
- воспалительные процессы (энцефалит);
- хронические прогрессирующие болезни, приводящие к дегенеративным изменениям (Альцгеймера, Пика).
Предрасполагающими факторами считаются:
- почтенный возраст;
- неблагоприятный семейный анамнез;
- сопутствующие тяжелые болезни — атеросклероз, декомпенсированный сахарный диабет, артериальная гипертония, ИБС, частые ишемические атаки, пороки сердца и сосудов.
Мнение врача:
Сенсомоторная афазия представляет собой серьезное нарушение речи, вызванное поражением речевых центров в мозге. Врачи отмечают, что данное состояние может существенно осложнить общение пациента с окружающими и повлиять на его качество жизни. Симптомы сенсомоторной афазии включают затруднения с формулированием слов, пониманием речи и передачей мыслей. Лечение данного расстройства требует комплексного подхода, включающего речевую терапию, физиотерапию и психологическую поддержку. Раннее выявление и своевременное начало реабилитации играют важную роль в восстановлении речевых функций у пациентов с сенсомоторной афазией.
Клинические проявления
Сенсомоторная афазия — это сочетание симптомов, характерных для обоих видов речевых нарушений. Такая сложная клиническая ситуация вызывает значительные трудности в общении у людей с сохраненным интеллектом и приводит их к инвалидности.
Моторная афазия проявляется в двух формах:
- афферентная форма— больной не способен произнести отдельные звуки по своему желанию или по просьбе кого-либо из-за проблем с артикуляцией, однако возможно самопроизвольное произношение подобных звуков в другое время;
- эфферентная форма— человек может говорить отдельные звуки или слоги, но не может их сложить в слова, у него отсутствует умение переключаться с одного звука на другой, поэтому такой пациент часто повторяет один и тот же слог или застревает сразу при первом произнесении и перестает дальше говорить вообще.
Сенсорная (акустико-гностическая афазия) характеризуется полным или частичным отсутствием понимания своей или чужой речи при нормальном слухе.
Такие больные могут правильно произносить слова и строить фразы, нередко они быстро и часто говорят, не понимая смысла услышанного. Страдает как спонтанно появляющаяся речь, так и повторение за логопедом, описание предметов и картинок или чтение вслух.
Комбинация симптомов сенсорной и моторной афазии дает в итоге клинику сенсомоторного расстройства, как наиболее тяжелого среди всех речевых нарушений. Больной при этом не понимает других и не может сам нормально говорить.
Степень утраты своей речи и возможность распознавать правильно разговор окружающих людей будет зависеть от индивидуальных особенностей и серьезности имеющихся повреждений.
Этот сложный вид афазии еще называют тотальным из-за нарушения всех аспектов речевых функций человека. Нередко он может сочетаться с другими неврологическими проявлениями (например, с гемипарезом) или общими симптомами (рассеянность, апатия, сонливость).
Опыт других людей
Сенсомоторная афазия – это серьезное нарушение речи, вызванное поражением речевых центров в мозге. Люди, столкнувшиеся с этим состоянием, описывают его как потерю способности правильно формулировать слова и выражать свои мысли. Они испытывают трудности как с пониманием речи окружающих, так и с самим процессом общения. Для большинства пациентов сенсомоторная афазия становится реальным вызовом, требующим комплексного подхода к реабилитации и поддержке.
Лечебная помощь
Для больных с афазией необходима организация двух направлений лечения.
- Медицинская помощь— проведение терапии основного заболевания, вызвавшего появление речевого расстройства, проводится под
наблюдением невролога или нейрохирурга. Это могут быть консервативные мероприятия (препараты для улучшения мозгового кровообращения, обменных процессов) и хирургические методы (удаление опухоли, абсцесса) с последующим назначением ЛФК, массажа, физиотерапии, механотерапии, методов психологического воздействия. - Логопедическая коррекция— это долгосрочная кропотливая работа со специалистом, направленная на постепенное восстановление утраченных речевых функций. Надежда на спонтанное излечение в данном случае достаточно призрачна, но возможна. Коррекционная работа обычно продолжается в течение 2-3 лет. Объем и содержание проводимых занятий определяются видом нарушений.
Прогноз зависит от индивидуальных особенностей каждого пациента — его возраста, состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний и семейной предрасположенности, а также от локализации и размеров очага поражения в коре головного мозга.
В любом случае восстановление будет более успешным при раннем начале восстановительной работы и выполнении всех рекомендаций врача в полном объеме, а также при активном участии и помощи родных и близких пациента с афазией.
Частые вопросы
Что такое сенсомоторная афазия?
Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова.
Каков характер речевого расстройства при афазии?
При сенсорной афазии пациент абсолютно или частично не воспринимает и не понимает речь других людей, не может читать вслух. Он может разговаривать, употребляя знакомые слова, но сложные и новые произнести не может. Для патологии характерны постоянные повторы слов или отдельных конструкций, быстрая «смазанная» речь.
Каким поражением головного мозга обусловлена афазия?
Афазия – речевая дисфункция, которая может включать нарушение понимания или выражения слов или невербальных эквивалентов слов. Она развивается в результате поражения речевых центров в коре головного мозга, а также базальных ядер или белого вещества, через которые проходят проводящие пути.
Какие отделы мозга поражены при сенсорной афазии Вернике?
Афазия Вернике (сенсорная, акустико-гностическая, рецептивная, беглая афазия, глухота на слова) — афазия (нарушение речи) при поражении корковой части слухового анализатора, зоны Вернике.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту для точного диагноза и назначения эффективного лечения сенсомоторной афазии.
СОВЕТ №2
Изучите методики речевой терапии, которые помогут улучшить коммуникацию и восстановить речевые функции.
СОВЕТ №3
Поддерживайте пациента психологически, поощряйте его усилия и терпеливо общайтесь, помогая ему преодолевать трудности в общении.