Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
Задержка речевого развития (ЗРР) – патология, характеризующаяся отставанием ребенка в овладении речью, рассматривают отставание в речевом развитии в возрасте 2-4 лет.
По словам специалистов психологов, логопедов, дефектологов, неврологов проблема действительно серьезная, поскольку подобные нарушения в развитии ребенка приводят к усугублению ситуации в умственном развитии и в адаптации в социуме.
Патология формируется у детей в 3-10% случаев, согласно статистике, мальчики страдают чаще нежели девочки. Понятие охватывает широкий круг формирования речи: ребенок не произносит звуки, не говорит слова, не может в 4 года разговаривать предложениями и прочие.
Зачастую у детей задержка речи и нарушение психологических процессов развиваются совместно – малыш не воспринимает звуки и слова собеседника, не общается с ним простыми словами, характерными для его возраста.
Этиология и патогенез
Этиология задержки речевого развития в точности не изучена и по сей день. Здесь можно говорить о причинах, которые специалисты условно подразделяют на две группы:
- Первичные причинывключают в себя нарушения внутриутробного развития, на фоне которого происходит речевое и
психологическое отставание. В первый год жизни нервная система ребенка не устойчива, не развита до конца – это является косвенной причиной дисфункции двигательных и общепсихических функций. Кроха поздно садится, начинает ползать, не издает звуков, не реагирует на произнесенную речь взрослых, не откликается на свое имя. - Вторичные причинысвязаны с внешними факторами, являющимися провокаторами «психологической» задержки речевого развития. К числу предпосылок можно отнести неблагоприятную ситуацию в семье, испуг и прочие факторы. Особенностью вторичных причин является резкое прерывание характерного лепета грудного ребенка.
С возрастом определяются более очерченные психоневрологические нарушения – малыш боится людей, не желает играть со сверстниками, не говорит о своих желаниях, не отвечает на вопросы и прочие проблемы.
Мнение врача:
Врачи подчеркивают, что выявление причины и коррекция при задержках речевого развития играют ключевую роль в успешной терапии. Раннее обнаружение проблемы позволяет начать лечение на ранних стадиях, что повышает шансы на полное восстановление или значительное улучшение состояния. Важно провести комплексное обследование ребенка с участием специалистов – логопеда, невролога, психолога. Только после точного выявления причины задержки можно разработать индивидуальную программу коррекции, которая будет наиболее эффективной и подходящей именно для данного случая. Своевременное вмешательство специалистов и поддержка со стороны родителей играют важную роль в преодолении задержек в речевом развитии у детей.
Провоцирующие факторы
Среди причин задержки речевого развития выявляют три основных фактора:
- Биологический фактор. Во время внутриутробного развития произошло поражение клеток головного мозга и периферической нервной системы. Зачастую это связано с патологиями и проблемами беременности женщины – гестоз, тромбофлебит, отслойка плаценты и прочие причины, повлекшие кислородное голодание плода. Биологический фактор представляет большую часть выявленных патологий – инфекции при беременности, недоношенность, черепно-мозговые травмы плода в утробе или при рождении. Повлиять на кислородное голодание может заболевание матери, употребление алкоголя или курение, употребление запрещенных лекарственных препаратов или наркотических средств.
- Тугоухость. Основополагающим фактором также является нарушение слуха ребенка, которое выявляется в старшем возрасте. Речевое становление невозможно в полной мере без слуховой составляющей – слабослышащий ребенок не может повторять звуки взрослых, что также определяет задержку речевого развития.
- Социально-педагогические факторы. Вследствие плохой социальной составляющей малыш не произносит звуки и слова – это связано с малым общением со взрослыми или сверстниками, с пережитым стрессом или частыми стрессовыми ситуациями, с нехваткой занятий, проводимых родителями.
В большинстве случаев истинная причина задержки речевого развития так и остается невыясненной.
Как это выглядит на практике
Симптоматика задержки речевого развития индивидуальна для каждого случая. Заметить проблемы родителям сложно. ЗРР определяется по следующим признаками:
- В возрасте полугодамалыш должен реагировать на жесты взрослых – движения во время игр вызывают у ребенка активность,
особенно если с ним играет мама. - В 8-9месяцев кроха должен повторять за взрослыми легкие слова («мама», «папа», «баба», «ляля»). В связи с патологией малыш вовсе не старается произносить слоги, звуки.
- К годуу ребенка в словарном запасе должно быть около 10 простых слов («дай», «на» и прочие). Эти слова используются постоянно и проговариваются четко. Малыш в год может называть предметы, игрушки, но только схожими со словами звуками. Ребенок с патологией не произносит слова, слоги, не общается со взрослыми, указывая на предметы, не реагирует на речь взрослых.
- В полтора годаребенок активно лопочет, его речь приобретает понятный характер, он выполняет простые поручения взрослых – «сядь», «иди сюда», «поделись конфетой».
- В два годаребенок с задержкой речевого развития говорит всего несколько слов по-отдельности, не старается повторять новые слова либо просто молчит.
- В 2,5 годаребенок активно общается со взрослыми, называет части тела, показывает животных, говорит их звуки. Ребенок с патологией использует не более 20 слов, не отвечает на вопросы («где твой носик», «покажи ручки», «как говорит кошка»), не выполняет поручения, не может связать два слова в простое предложение.
- Дети в 3 годамогут говорить короткими предложениями, их легко понять, они могут рассказать о желаниях, поведать о чувствах. Дети с нарушениями в речевом развитии не могут изъясняться со взрослыми, не говорят о своих желаниях. Говорящий малыш говорит без остановки, проглатывает окончания или даже половины слов.
- В 3,5-4 годамалыш с отставанием может начать разговаривать фразами из мультиков или повторять слова взрослых. Собственных предложений нет.
В основным симптомам задержки речевого развития относят малую активность малыша, отсутствие звуков, отсутствие реакции на речь взрослых, невыполнение просьб и поручений, невозможность составлять простые предложения в возрасте 3 лет.
Опыт других людей
Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития играют важную роль в жизни детей. Родители отмечают, что своевременное обращение к специалистам помогает предотвратить серьезные проблемы в будущем. “Благодаря профессиональной помощи наш ребенок начал говорить лучше и быстрее”, – рассказывают многие родители. Они также отмечают, что понимание причин задержек помогает выбрать эффективные методики коррекции. “Важно не откладывать визит к специалисту, если у вас есть подозрения на задержки в развитии”, – советуют родители, чьи дети уже прошли успешное лечение. Вовремя начатая коррекция помогает детям развиваться полноценно и успешно интегрироваться в общество.
Осмотр у специалиста
Задержку речевого развития определить сложно – здесь анализируются результаты обследования малыша группой специалистов, включая логопедов, педиатров, неврологов, дефектологов, психологов.
Первоначально при обнаружении проблем следует обратиться к педиатру, который проанализирует течение беременности у матери, рождение ребенка и соматическое состояние на момент обращения к специалисту. На основе имеющихся данных врач направит для дальнейшего обследования к узким профильным специалистам.
После педиатра ребенка, как правило, обследует невролог. На основании жалоб родителей рекомендуется прохождение инструментального обследования. Далее проводится обследование ребенка логопедом, который проверяет концентрацию внимания, слуховые и зрительные реакции, моторное развитие ребенка и прочие факторы.
На основании выводов логопеда проводится обследование у дефектолога, психолога и других специалистов в зависимости от причины задержки речевого развития.
Коррекция нарушения
Точного и общепринятого лечения задержки речевого развития не существует. Ребенку могут назначить консервативное лечение с целью нормализовать работу головного мозга и восстановить периферическую нервную систему.
Целью лечения является восстановление нормальных функций ребенка. Здесь могут использоваться такие препараты, как Энцефабол и
Пантогам, фармакологические свойства которых направлены на микроциркуляцию клеток и активную работу головного мозга. Также используют физиотерапевтические методы лечения – магнитотерапию, электростимуляцию, массаж.
Не малую роль играют действия родителей в период лечения. Задача родителей создать для малыша спокойную атмосферу в семье – это способствует нормализации психологического состояния ребенка.
Также важно родителям проводить занятия и играть с малышом в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые и подвижные игры. Не обходится без занятий для концентрации внимания ребенка и улучшения речевой активности.
Иногда в лечении возникают сложности, связанные с неправильно подобранными ноотропными препаратами, неправильной дозировкой, нежеланием малыша заниматься, ленью ребенка, нехваткой времени у родителей. При возникновении проблем следует пересмотреть методы лечения, найти подход к малышу, записаться на занятия к логопеду.
Когитум не панацея?
Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, восстанавливающее работу центральной нервной системы. В состав препарата входит калия ацетиламиносукцинат – вещество, активизирующее ацетиламиноянтарную кислоту, содержащуюся в тканях центральной нервной системы, и посылающую импульс в головной мозг.
Выпускается в форме жидкого раствора в ампулах для приема внутрь. Имеет банановый вкус.
Препарат принимается только с разрешения специалистов, поскольку противопоказан детям младше 7 лет.
Когитум используется для общего укрепления и улучшения физического, психоэмоционального развития ребенка, широко используется при задержке речевого развития, в тоже время отзывы о препарате противоречивы.
У меня был гестоз, в результате ребенок родился с гипоксией. Тяжело воспитывать, когда малыш ничего не говорит, вообще. Перепробовали массу препаратов, невролог посоветовал Когитум. После 3 дней применения начался кошмар! Малыш стал кричать, капризничать, я не понимала, что он требует. Перестали пить.
Алена, 30 лет, г. Хабаровск
У нас ребенок родился здоровым, но потом мы стали замечать, что он не хочет с нами общаться. С возрастом не видели улучшения, речи нет – в 2 года даже «мама», «папа» не говорит. Когитум посоветовал дефектолог. Стали пить, пропили с недельки две, начались какие-то слова пробиваться. Через месяц ребенок стал более активным, начал с нами общаться. Нам помог препарат.
Александр, 27 лет, г. Орск
К профилактическим действиям с целью исключения задержки речевого развития можно отнести своевременные занятия и игры с ребенком, направленные на улучшение мелкой моторики и звукового произношения слогов, слов. Только своевременно замеченные отклонения в развитии помогут быстро восстановить функции ребенка.
Спрогнозировать результаты или время коррекции при ЗРР невозможно– все сугубо индивидуально, а значит, прислушиваться к мнениям окружающих, советам и гарантиям со стороны самих же специалистов родителям не следует.
Осложнить же ситуацию может нестабильность в семье, новый стресс для ребенка и прочие неприятные моменты. Не допускайте криков дома, не ругайте малыша за малые провинности, не поправляйте его, если он произнес слово неправильно – это может его напугать, и он вновь замолчит.
Частые вопросы
Какие анализы нужно сдать при задержке речевого развития?
ЭЭГ,доплерография брахиоцефальных сосудов,МРТ головного мозга (при специальных показаниях)Генетическая диагностика: ХМА или высокпроизводительного секвенирование (панель «Умственная отсталость и РАС»).11 июл. 2019 г.
Как невролог определяет задержку речи?
Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.
В чем причина задержки речи у ребенка?
Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание).
Как лечить задержку речевого развития?
Лекарственная терапия – среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются “активным питанием” и “строительным материалом” для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т. д.), так и препараты “подхлестывающие” деятельность речевых зон (когитум).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту (логопеду, дефектологу, неврологу) для проведения диагностики и определения причины задержек в речевом развитии.
СОВЕТ №2
Регулярно занимайтесь с ребенком дома по рекомендациям специалиста, выполняйте упражнения для развития речи и общения.
СОВЕТ №3
Создавайте благоприятную речевую среду в доме: читайте книги, разговаривайте с ребенком, играйте в игры, поощряйте его коммуникативные усилия.