Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) – наследственный синдром, расстройство нервного развития.
В соответствии с преобладающим компонентом, он делится на гиперкинетически-импульсный тип расстройства, тип с нарушением внимания, комбинированный тип.
Характеристика синдрома
Гиперактивность, гипердинамический синдром, СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (международная аббревиатура ADHD происходит от английского «Attention Deficit Hyperactivity Disorder») – относится к числу расстройств нервного развития. Это врожденный дисбаланс ЦНС, при котором каждая часть мозга созревает с различной скоростью, отдельные его части обмениваются информацией медленнее, чем у здорового человека.
Состояние проявляется невнимательностью (мозг неспособен из ряда стимулов выбрать важные), двигательным беспокойством (нахождение в постоянном движении), импульсивностью (части мозга, отвечающие за управление поведением, эмоциональными реакциями, работают в замедленном режиме). Дети не регулируют свое поведение, действуют агрессивно.
Хотя гиперактивные дети желают дружбы, им не удается сохранить отношения. А одиночество усугубляет социальные проблемы.
Мнение врача:
Гипердинамический синдром – это состояние, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью у детей. Врачи отмечают, что основными признаками этого синдрома являются чрезмерная подвижность, недостаток внимания, частые перепады настроения. Родителям рекомендуется создавать спокойную обстановку в доме, ограничивать время, проведенное перед экранами гаджетов, стимулировать ребенка занятиями спортом и творчеством. Важно обратиться к специалисту для диагностики и разработки индивидуальной программы поддержки ребенка с гипердинамическим синдромом.
Статистические данные
Гипердинамическим синдромом в мере, требующей поддерживающих мер, страдает примерно 5-8% населения. Расстройство проявляется в раннем детстве, в школьном возрасте, но симптомы могут сохраняться у взрослых людей.
Заболеваемость в детстве составляет 3-7%. В 40-50% случаев гиперкинетическое расстройство поведения переходит во взрослую жизнь – распространенность во взрослом возрасте колеблется между 4-5%.
Основных причин, объясняющих рост числа гиперактивных пациентов, две:
- проблема гиперактивности стала более известна, о ней говорят, дети попадают к специалистам, правильно определяющим диагноз;
- другая причина – ухудшение окружающей среды, увеличение количества рискованных беременностей, тяжелых родов, случаев низкого веса при рождении детей и т.д.
Синдром у мальчиков встречается в 3 раза чаще, чем у девочек. У девочек гипердинамический синдром выражается, прежде всего, в виде нарушения внимания. Поскольку у них гиперактивность встречается реже, расстройство может долго оставаться незамеченным (иногда вообще не диагностируется). Следовательно, девочки в школе могут считаться «только» менее талантливыми, т.е. им не хватает необходимой поддержки.
Причины, группы риска
Есть 3 группы причин:
- Первостепенный фактор– экологическое воздействие; более высокая заболеваемость с различными нарушениями развития обнаруживаются в промышленных зонах.
- На 2-м месте – патогенные факторы, влияющие на плод во время беременности. Они включают курение матери, травмы, инфекции, последствия стрессов и другие осложнения во время вынашивания ребенка.
- Последняя группа причин – перинатальные воздействия, т.е. то, что происходит с ребенком во время родов. Рискованные продолжительные сложные роды, асфиксия, гипоксия, низкий вес – факторы, требующие длительного пребывания в инкубаторе.
Опыт других людей
Гипердинамический синдром – это состояние, которое часто встречается у детей с излишней подвижностью. Родители часто описывают его как постоянное беспокойство и невозможность сидеть на месте. Дети с этим синдромом могут испытывать трудности с концентрацией и учебой. Рекомендации для родителей включают в себя создание структурированного расписания дня, поощрение физической активности и занятий спокойными играми. Важно также обратиться к специалисту для оценки симптомов и разработки индивидуального подхода к ребенку.
Симптомы, сопутствующие расстройства и болезни
В младенческом возрасте у ребенка возникает нарушение биоритма. Младенец плохо спит, имеет нарушенный сон, нерегулярный, частый прием пищи с отрыжкой. Ребенок раздражителен, часто плачет. Психомоторное развитие бывает неравномерным (например, ребенок пропускает ползание, сразу начиная сидеть).
У детей дошкольного возраста проявляется чрезмерная физическая активность, они испытывают беспокойство, чередуют занятия, менее сосредоточены, не могут усидеть на месте. Присутствует аффективная лабильность с приступами агрессии, частые тенденции к деструктивным играм. Типичен длительный период неповиновения, проблемы с самообслуживанием, неуклюжесть. Возникают трудности со сном, иногда – ночной энурез.
В школьном возрасте клиническая картина гипердинамического синдрома преобразуется в характерную форму. С ростом требований к вниманию, концентрации, душевному равновесию трудности становятся очевидными. Они нарушают процесс обучения, осложняют отношения ребенка со сверстниками, учителями, родителями.
Дети не могут сидеть на месте, быть тихими. Они беспокойные, неспособные выполнить конкретную задачу, запланировать деятельность. Ребенок не слушает наставления, трудно принимает участие в игре, требующей соблюдения правил. Социальные проявления несоразмерны возрасту. Дети негативны, не уважают авторитет, имеют проблемы в установлении отношений. Они достигают худших школьных результатов, чем позволяют их интеллектуальные способности. Школьная успеваемость усугубляется ассоциированными нарушениями обучения, мелкой моторики, влияющей на письмо. Типично расстройство зрительной координации (нарушается способность различить правую и левую сторону, общее и частичное, размер и расстояние). Около 50% детей испытывают спонтанное снижение гиперактивности до наступления половой зрелости, обычно около 12 лет.
В подростковом и взрослом возрасте гипердинамический синдром сохраняется у 40-60% людей, но симптомы меняются. Гиперактивность отступает на задний план (или проявляется как чувство внутренней тревоги), сохраняется невнимательность, импульсивность.
Импульсивное поведение приводит к увеличению несчастных случаев, учащению травм. Эмоциональная незрелость сопровождается частыми ощущениями скуки, ухудшения настроения. Из-за снижения самоконтроля в подростковом возрасте повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, развития поведенческих расстройств с поиском «адреналиновых» действий. Часто возникает депрессия, тревожное или обсессивно-компульсивное расстройство.
Клиническая картина становится менее выразительной. Из-за снижения гиперактивности пациенты с гипердинамическим синдромом часто включаются в основной диагноз коморбидного расстройства настроения или личности (специфическое расстройство личности, эмоционально нестабильное F60.3 или диссоциальное F60.2).
Факторы риска развития персистирующей формы синдрома:
- агрессия;
- поведенческие расстройства в раннем возрасте;
- низкий интеллект;
- неповиновение взрослым;
- плохие отношения со сверстниками.
При сохранении симптомов увеличивается риск семейной заболеваемости СДВГ.
Постановка диагноза
Существуют тесты, помогающие заранее определить, страдает ли человек гипердинамическим синдромом. С ребенком хорошо начать у психолога (детского или педагогическо-психологического консультанта). Он расспросит о симптомах, о детстве, школьных успехах, развитии проблем, их влиянии на повседневную жизнь. Диагноз у всех возрастных групп устанавливается психиатром. Диагностике могут поспособствовать обследования и консультации у невролога, психолога, педиатра.
Коррекция и лечение
Лечение гипердинамического требует комплексного подхода. Проявления расстройства можно облегчить, установив правильный режим. Для детей это, прежде всего, корректировка распорядка дня, воспитательных методов. Необходимо терпение, соблюдение согласованного графика. Им важна помощь взрослых, и в то же время обеспечение достаточной «свободы» для мечтаний, передвижения, иногда – для необычных увлечений. Проверенный метод – адаптация рабочей среды с устранением стимулов, приводящих к нарушению концентрации внимания.
Взрослым помогает адаптация окружающей и рабочей среды, систематические привычки, релаксация, изменение образа жизни. Целесообразна также помощь психотерапевта. Эффективность доказало профессиональное лечение (также известное как когнитивно-поведенческая терапия), помогающее создать правильные привычки.
В некоторых случаях рекомендуется применение лекарств, но только после консультации с психиатром. Лекарства регулируют активность веществ в мозге, важных для поддержания внимания, концентрации. Они не обладают седативным эффектом.
Фармакотерапия:
- Атомоксетин;
- Метилфенидат;
- Модафинил;
- Бупропион;
- Декстроамфетамин;
- соли декстроамфетамина (Аддералл).
Учитель или воспитатель при подозрении на гипердинамический синдром у ребенка должен предупредить родителей, порекомендовать им психологическое или неврологическое обследование. Общаясь с ними, желательно рассказать о ребенке как можно больше позитивных вещей; родители должны знать, что учитель/воспитатель понимает его, хочет помочь. Родители часто «перегружаются» заботой о беспокойном ребенке, поэтому им требуется максимум понимания, поддержки.
Частые вопросы
Что такое гипердинамический синдром и каковы его основные проявления?
Гипердинамический синдром – это функциональное нарушение нервной системы, которое характеризуется избыточной двигательной активностью, невнимательностью, импульсивностью и трудностями с концентрацией. Дети с этим синдромом могут быть чрезмерно подвижны, постоянно бегать, прыгать и лазить, испытывать трудности с сидением на месте и сосредоточением внимания на выполняемых задачах.
Каковы причины развития гипердинамического синдрома у детей?
Точная причина гипердинамического синдрома неизвестна, но считается, что он связан с дисбалансом нейротрансмиттеров в мозге, таких как дофамин и серотонин. На развитие этого состояния также могут влиять факторы окружающей среды, такие как стресс, диета и генетическая предрасположенность.
Какие рекомендации можно дать родителям детей с гипердинамическим синдромом?
Родителям рекомендуется создать для ребенка структурированную и предсказуемую среду обитания, установить четкие правила и границы, избегать чрезмерного возбуждения перед сном и обеспечить регулярные физические нагрузки. Также рекомендуется сотрудничать с врачом или специалистом по психическому здоровью для разработки индивидуального плана вмешательства, который может включать медикаментозное лечение и поведенческую терапию.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Внимательно наблюдайте за поведением ребенка: если он постоянно в движении, не может долго сидеть на одном месте, часто прерывает других в разговоре, это может быть признаком гипердинамического синдрома. Обратитесь к специалисту для консультации.
СОВЕТ №2
Создайте для ребенка режим дня с четкими временами для занятий, отдыха и питания. Регулярные занятия спортом или физическими упражнениями могут помочь снизить гиперактивность и улучшить концентрацию.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на питание ребенка: исключите из рациона продукты, содержащие искусственные красители, консерванты и большое количество сахара. Питание, богатое омега-3 жирными кислотами, может оказать положительное влияние на симптомы гипердинамического синдрома.