Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
Интеллект – это важнейшее качество человека, которое выражается в его способности к познанию и решению различных вопросов и проблем.
Эту категорию нельзя ограничить таким узким определением: интеллект включает в себя запас слов, эрудицию, умение адаптироваться к реалиям окружающей среды, способность применять полученные знания на практике, а его нарушение отображается на деятельности человека, которая при таких условиях не может быть полноценной.
Важность интеллекта и проблема его расстройства
Интеллектом называют психическое качество человека, которое выражается в способности познавать, осмыслять и решать поставленные задачи. Поскольку это понятие подразумевает постоянное обретение новых знаний и навыков, считается, что развить уровень интеллекта – это вполне вероятно. Важными качествами этой категории, которой обладает каждая личность, являются любопытство, гибкость ума, широта мышления.
Если уровень развития интеллектуальных способностей в определенном возрасте недостаточен, то речь идет о нарушении. В таких случаях говорят о врожденном или приобретенном слабоумии. Первое расстройство называют олигофренией, второе – деменцией.
Так называемая «атрофия разума» — это психиатрический синдром, при котором индивидуум теряет способность осознавать причинно-следственные связи происходящего с ним и вокруг него, делать умозаключения, формировать суждения о событиях и волнующих происшествиях, чувствах, ощущениях.
Мнение врача:
Специалисты отмечают, что брадифрения и другие расстройства интеллекта представляют серьезные проблемы для пациентов. Эти состояния могут существенно ограничивать их способность к обучению, работе и общению. Врачи подчеркивают, что раннее выявление и комплексное лечение таких расстройств играют важную роль в улучшении качества жизни пациентов. Своевременная диагностика и поддержка со стороны специалистов помогают справиться с трудностями, связанными с брадифренией и другими нарушениями интеллекта.
Причины патологических процессов
Как было упомянуто выше, выделяют врожденное и приобретенное нарушение интеллекта. Каждый вид патологии имеет предпосылки для своего развития.
Олигофрения или врожденное слабоумие — состояние психического недоразвития. Причинами для ее развития являются факторы, влияющие на процесс созревания мозга ребенка. К ним следует отнести следующие патологии:
- вирусный энцефалит;
- дегенеративные патологии головного мозга;
- хроническая гидроцефалия;
Микроцефал
- нарушения функционирования эндокринной системы;
- дефицит витамина В12;
- микроцефалия;
- врожденные инфекции (герпес);
- негативное действие на плод в период внутриутробного развития определенных факторов (прием некоторых лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, наличие сахарного диабета у матери, радиоактивное и рентгеновское излучение);
- длительная гипоксия плода;
- повреждения мозга, возникшие в процессе родов.
Деменция (приобретенное в зрелом возрасте слабоумие) — это снижение познавательной деятельности человека и утрата знаний и навыков, приобретенных им ранее. Провоцирующими факторами в данном случае становятся:
- высокий уровень холестерина в крови;
- тяжелые аутоиммунные заболевания;
- осложнения заболеваний почек и печени;
- алкоголизм;
- сосудистые нарушения головного мозга;
- черепно-мозговые травмы;
- хронические метаболические расстройства;
- отклонения в работе эндокринной системы;
- инфекционные заболевания (хронический менингит, вирусный энцефалит);
- тяжелые интоксикации организма (в частности — отравление тяжелыми металлами).
Нарушение интеллектуального развития у детей возможно в силу следующих факторов:
- генные и хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Ретта, синдром Альфи);
- преждевременные роды;
- родовая травма головы;
- несовместимость ребенка и матери по резус-фактору;
- бактериально-вирусные поражения мозга в раннем детстве;
- энцефалит;
- менингит.
Клиническая картина
Для всех интеллектуальных нарушений характерна общая клиника и симптоматика:
- ухудшение памяти, восприятия, внимания, мышления, речи;
- слабость суждений;
- неспособность к обобщению;
- безынициативность;
- интеллектуальная бездеятельность;
- пассивность;
- заниженная самооценка;
- агрессивность;
- ограниченный лексикон;
- слабость познавательных интересов;
- отсутствие привычки к самоконтролю;
- проблемы с логическим мышлением;
- узость кругозора;
- примитивность интересов;
- трудности в процессе приобретения новых знаний и восприятия информации;
- неспособность анализировать материалы и текущую ситуацию;
- трудность переключения внимания с одного предмета на другой;
- такие черты характера, как мстительность, придирчивость, педантизм;
- эмоциональное оскуднение вплоть до тупости;
- уменьшение объема реагирования, который сводится к физиологическим потребностям;
- аутизм;
- отсутствие и непонимание речи;
- бездеятельность и непродуктивность.
Ребенок аутист
В зависимости от разновидности интеллектуальной атрофии, те или иные симптомы преобладают, а остальные не наблюдаются вообще или имеют менее выраженный характер.
В частности, для детей-аутистов характерна брадифрения с преобладанием депрессивной клиники и интеллектуальных нарушений в той или иной степени.
Опыт других людей
Брадифрения и другие расстройства интеллекта вызывают серьезные нарушения в повседневной жизни людей. Они могут привести к затруднениям в обучении, работе и общении с окружающими. Многие люди, столкнувшиеся с подобными проблемами, делятся своими историями и опытом в интернете и сообществах поддержки. Они выражают свои чувства страха, беспокойства и надежды на выздоровление. Поддержка близких, понимание окружающих и профессиональная помощь играют важную роль в борьбе с этими расстройствами.
Коррекция состояния взрослых пациентов
Основная задача при лечении нарушений интеллекта – устранить причины обратимого характера, которые повлияли на развитие патологии, а также обеспечить больному поддержку и симптоматическую терапию в случае врожденной патологии.
Устранение факторов риска – борьба с заболеваниями и патологиями, которые спровоцировали слабоумие. Так, если причиной нарушений умственной деятельности человека стали опухолевые процессы мозга, ему показано хирургическое лечение, лучевая терапия и прием химиопрепаратов. Если нарушение интеллекта спровоцировали болезни эндокринной системы больному показан прием гормонов.
В большинстве случае пациентам с нарушениями мыслительной способности рекомендуют прием препаратов, которые улучшают циркуляцию крови в сосудах головного мозга. Также при подобных отклонениях показано применение витаминных комплексов, антиоксидантов, нейролептиков.
Средства, не относящиеся к классическим методам лечения, также очень важны – как для взрослых пациентов, так и для детей. Речь идет о том, чтобы окружить человека заботой, а также обезопасить и облегчить его существование. Для этого следует:
- подготовить и развесить на стены плакаты с распорядком дня, предметами, названия и назначения которых больной должен вспомнить;
- постепенно вовлекать человека со слабоумием в домашние дела, которые на требуют особых умственных и физических усилий, приобщать его к занятиям спортом, прогулкам, совместному семейному отдыху;
- говорить с больным, объяснять ему те вещи, которые здоровому человеку кажутся очевидными;
- обеспечить безопасность человека с нарушенным интеллектом: оборудовать жилое помещение таким образом, чтобы ничто не угрожало его жизни и здоровью, предотвратить возможность вождения автомобиля больным.
Чем помочь ребенку?
Если расстройства интеллекта наблюдаются у ребенка, то требуются методы специфического обучения и социальной адаптации – олигофренопедагогики.
При вмешательстве в течение заболевания в раннем детстве возможно снизить степень потери трудоспособности вследствие нарушений интеллекта.
В целях коррекции состояния детей с нарушением интеллекта требуется разработка индивидуальной программы в каждом конкретном случае, которая подразумевает цельное обучение и воспитание ребенка. В лечении ребенка с отклонениями в умственном развитии принимают участие следующие специалисты:
- физические терапевты;
- неврологи;
- педиатры;
- ортопеды;
- социальные работники;
- специалисты по трудотерапии;
- дефектологи;
- диетологи.
Олигофренопедагогическое лечение предполагает развитие у ребенка практических способностей, которые необходимы в быту. Важно поддерживать успехи, достигнутые больным при обучении, каждодневное поощрение.
В ходе коррекции могут использоваться медикаментозные седативные препараты для подавления выраженной агрессии или гиперактивности.
Прогноз при нарушениях интеллекта у взрослых и детей неоднозначен и зависит от ряда факторов. Последствия также носят индивидуальный характер, поэтому составить общую картину таких критериев невозможно.
Если расстройство объективно имеет обратимый характер, то прогноз достаточно положителен: в этом случае изменения поддаются коррекции и, при условии своевременного и правильного лечения, ситуация может измениться в лучшую сторону. При необратимых тяжелых расстройствах вернуть способность мыслить, рассуждать и делать выводы, а также оценивать ситуации, невозможно.
Превентивные мероприятия
Чтобы предупредить развитие когнитивных расстройств рекомендуется уже с молодого возраста решать и выполнять логические и интеллектуальные задачи, расширять кругозор, интересоваться всем происходящим вокруг и касающимся различных сфер жизни.
Следует избегать стрессовых и депрессивных состояний, постоянно повышать как физическую, так и умственную активность.
Еще одна важная профилактическая мера – своевременное лечение заболеваний внутренних органов и систем, поскольку многие из них способны вызвать расстройства интеллекта.
Нарушения интеллекта делают жизнь человека неполноценной, он утрачивает способность мыслить, анализировать, делать выводы. В результате он теряет интерес ко всему, не воспринимает информацию и новые знания. Если этот процесс обратим, то с помощью лечения возможно скорректировать данное состояние. Если же он имеет необратимый характер, то человека нельзя обучить чему-либо или вернуть к нормальной жизнедеятельности.
Частые вопросы
Что такое брадифрения и чем она отличается от других расстройств интеллекта?
Брадифрения – это расстройство интеллекта, которое характеризуется замедленной умственной деятельностью и сниженной способностью к обучению и пониманию. В отличие от других расстройств интеллекта, таких как умственная отсталость или деменция, брадифрения не связана с органическими поражениями мозга или другими биологическими причинами.
Каковы симптомы брадифрении?
Симптомы брадифрении включают в себя: замедленное мышление и речь, трудности с концентрацией и вниманием, сниженную способность к логическому мышлению и принятию решений, а также ограниченность интересов и деятельности.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При обнаружении у себя или у близкого человека признаков брадифрении или других расстройств интеллекта, обратитесь к специалисту для профессиональной консультации и диагностики.
СОВЕТ №2
Поддерживайте психологическое здоровье через здоровый образ жизни, регулярные физические упражнения, здоровое питание и достаточный отдых.
СОВЕТ №3
Изучите методики улучшения когнитивных функций, такие как тренировки памяти, логические игры, чтение книг и обучение новым навыкам для поддержания умственного здоровья.