Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в непонимании понятия «число», и неумении оперировать цифрами и числами.
Данный синдром рассматривают как специфическое расстройство развития.
Зачастую патологию выявляют в дошкольный период, однако она может быть обнаружена и в школьном возрасте.
В поисках причины
Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо визуально представлять числа и задачи.
К поражению теменной доли головного мозга могут приводить такие факторы:
- осложнения в перинатальный период (недоношенность, токсикоз, асфиксия при родах);
- наследственный фактор, генетические заболевания;
- нарушения питания;
- травмы головного мозга в раннем возрасте;
- органические поражения головного мозга;
- нейроинфекции;
- новообразования в головном мозге.
Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы. При
получении негативного опыта при обучении счету (принуждение, наказания), у ребенка развиваются страхи, замкнутость. Способность к счету снижается вследствие боязни математики и возможных наказаний.
К факторам, вызывающим возникновение дискалькулии, также относят пребывание в негативном социальном окружении, воспитание в неблагополучной семье.
Это может приводить к нарушениям психологического здоровья ребенка.
Мнение врача:
Дискалькулия – это расстройство, которое затрагивает математические навыки у детей и взрослых. Врачи подчеркивают, что коррекция дискалькулии требует комплексного подхода. Основные методы включают в себя индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом, использование специальных обучающих программ и игр, а также психологическую поддержку. Важно помнить, что успешная коррекция дискалькулии требует терпения, постоянства и поддержки со стороны родителей и учителей. Своевременное обращение к специалистам и регулярные занятия помогут преодолеть трудности в усвоении математики и повысить уверенность в своих способностях.
С какими расстройствами сочетается
Дискалькулия является самостоятельным заболеванием, однако часто может сочетаться с другими нарушениями. Патологии, которые могут сопровождать ее, имеют сходный генез и вызваны врожденными патологиями развития головного мозга, задержкой умственного развития, нарушениями психологического здоровья. У ребенка с дискалькулией могут также наблюдаться:
- дислексия– нарушение способности читать и писать;
- синдром дефицита внимания– нарушение концентрации внимания, неконтролируемая импульсивность, гиперактивность;
- дисграфия– неспособность овладеть навыком письма.
Разновидности и формы
Существует несколько различных классификаций нарушения. В зависимости от концептуального подхода выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.
Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:
- графическая– невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
- вербальная– невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
- лексическая– отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
- операциональная– неспособность к выполнению математических действий;
- практогностическая– отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
- арифмерия– неспособность к обучению вычислению;
- псевдодискалькулия– сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.
Опыт других людей
Дискалькулия – это расстройство, связанное с трудностями в усвоении математических навыков. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, отмечают, что она может серьезно затруднить повседневную жизнь. Однако существуют различные методы коррекции дискалькулии, которые помогают преодолеть трудности. Многие отзывы свидетельствуют о том, что раннее выявление и комплексный подход к обучению способствуют успешной коррекции этого расстройства. Эффективные методики, такие как индивидуальные занятия с педагогом-логопедом, использование специализированных обучающих программ и игр, а также поддержка со стороны родителей и педагогов, играют важную роль в преодолении трудностей, связанных с дискалькулией.
Отличие от акалькулии
Дискалькулия и акалькулия сходные расстройства, при которых нарушается способность к математическим действиям и восприятию чисел у детей. Во многих источниках данные термины используются, как взаимозаменяемые синонимы, однако между ними существует отличие.
Акалькулия является приобретенным синдромом. Она возникает в детском и взрослом возрасте вследствие различных воздействий на кору головного мозга, либо на фоне психологических и неврологических заболеваний.
Дискалькулия – врожденное, либо приобретенное в раннем детском возрасте патологическое состояние. Акалькулия выступает в качестве симптома существующей болезни, дискалькулия – самостоятельное заболевание.
Симптоматика и особенности клиники
Дискалькулия выражается в таких симптомах:
- неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
- затруднения при вычислениях;
- проблемы с абстрактным счетом времени;
- невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
- нарушения координации движения;
- трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
- непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
- затруднения при написании и назывании чисел;
- непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
- непонимание понятия «число», разрядности;
- отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.
Постановка диагноза
Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.
При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к логопеду или детскому психологу для проведения комплексного обследования и дифференциальной диагностики.
Для определения заболевания ребенку предлагается выполнить такие тестовые задания:
- счет от 10 до 20 (у детей с данной патологией может быть не нарушен счет до 10);
- сравнить два числа;
- расположить числа по возрастанию и убыванию;
- выполнить простые арифметические действия;
- озвучить название, и распределить геометрические фигуры в зависимости от цвета и размера.
Так как дискалькулия вызвана изменениями в головном мозге, то может применяться такой метод диагностики как магнитно-резонансная томография. Однако из-за дороговизны и недостаточной исследованности вопроса данный метод не имеет широкого использования.
Помимо выявления нарушений, связанных с математическими операциями, специалисты обнаруживают такие сопутствующие признаки как проблемы с анализом схемы тела человека, определением правой и левой стороны, соотнесением предметов в пространстве, определением времени по аналоговым часам.
Лечение и коррекция
Коррекция дискалькулии проводится специалистами логопедами, неврологами, дефектологами и психологами в поликлиниках, специализированных заведениях или в кабинете школьного логопеда. Лечение предполагает проведение учебных и логопедических занятий.
Вначале проводятся индивидуальные занятия, затем ребенок присоединяется к группе детей со сходными проблемами. Терапия проводится при помощи разработанных комплексов занятий, способствующих формированию математических навыков, общих понятий («больше», «меньше»), навыка устного счета.
Обучение и терапия проводятся в игровой форме. Детей обучают сравнению предметов, и их сортировке по различным признакам. При достижении успеха в этих операциях, переходят к обучению математическим действиям. Важно чтобы у ребенка появилось понимание логики операций.
Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием грамотной речи у ребенка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе терминами математики. Ребенка следует обучить правильному названию цифр, действий, геометрических фигур, характеристик, а также корректному использованию этих названий.
Важным аспектом коррекции также является обучение письменной грамотности, способности записывать цифры и математические операции.
Терапия также должна быть направлена на развитие у детей когнитивных способностей, абстрактного, логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве.
Пациентам может быть рекомендована вспомогательная медикаментозная терапия для нормализации мозгового кровообращения и активизации нервной деятельности. Больным с дискалькулией рекомендован прием витаминов группы В, Когитум, Глицин, Кортексин.
Возможные последствия
При дискалькулии человек не может корректно определять время, запоминать даты, номера телефонов. Данные факторы ведут к снижению социализации индивида в обществе.
Неспособность ребенка запоминать числа, формулы, производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования во многих учебных заведениях, и как следствие невозможности приобрести достойную профессию.
Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией ведет к получению многократного негативного опыта в школе. У ребенка развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения.
Частые вопросы
Что такое Дискалькулия?
Дискалькулия — это расстройство, при котором сложно дается или вовсе не дается арифметика, другие математические направления при нормальном интеллекте. Проще говоря, человек с дискалькулией не способен считать.
Как понять что у ребенка Дискалькулия?
затруднения при написании и назывании чисел, непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала, непонимание понятия «число», разрядности, отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.
Что такое дислексия дисграфия и Дискалькулия?
ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ И ДИСКАЛЬКУЛИЯ – частичное специфическое нарушение процессов чтения, письма и счета, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Что такое вербальная Дискалькулия?
Вербальная дискалькулия — трудности называния и восприятия математических категорий на слух. При данном нарушении дети испытывают трудности в ответах на устные вопросы, Дислексическая дискалькулия — у ребенка нарушена способность чтения математических символов, примеров, уравнений.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту для точного диагноза. Дискалькулия требует профессионального подхода, поэтому важно пройти специальное тестирование у психолога или нейропсихолога.
СОВЕТ №2
Изучите методы коррекции дискалькулии. Существует множество специальных программ и методик, которые помогут улучшить математические навыки и облегчить жизнь человеку с дискалькулией.