лого

Пн-Сб с 9:00 до 21:00, Вс с 9:00 до 19:00.

Дискалькулия: что это такое и каковы методы коррекции расстройства

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.

imageДискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в непонимании понятия «число», и неумении оперировать цифрами и числами.

Данный синдром рассматривают как специфическое расстройство развития.

Зачастую патологию выявляют в дошкольный период, однако она может быть обнаружена и в школьном возрасте.

В поисках причины

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо визуально представлять числа и задачи.

К поражению теменной доли головного мозга могут приводить такие факторы:

  • осложнения в перинатальный период (недоношенность, токсикоз, асфиксия при родах);
  • наследственный фактор, генетические заболевания;
  • нарушения питания;
  • травмы головного мозга в раннем возрасте;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге.

Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы. При
image
получении негативного опыта при обучении счету (принуждение, наказания), у ребенка развиваются страхи, замкнутость. Способность к счету снижается вследствие боязни математики и возможных наказаний.

К факторам, вызывающим возникновение дискалькулии, также относят пребывание в негативном социальном окружении, воспитание в неблагополучной семье.

Это может приводить к нарушениям психологического здоровья ребенка.

Мнение врача:

Дискалькулия – это расстройство, которое затрагивает математические навыки у детей и взрослых. Врачи подчеркивают, что коррекция дискалькулии требует комплексного подхода. Основные методы включают в себя индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом, использование специальных обучающих программ и игр, а также психологическую поддержку. Важно помнить, что успешная коррекция дискалькулии требует терпения, постоянства и поддержки со стороны родителей и учителей. Своевременное обращение к специалистам и регулярные занятия помогут преодолеть трудности в усвоении математики и повысить уверенность в своих способностях.

История ребенка с тяжелой дискалькулией (нарушения счета). Как это было и чем кончилось.История ребенка с тяжелой дискалькулией (нарушения счета). Как это было и чем кончилось.

С какими расстройствами сочетается

Дискалькулия является самостоятельным заболеванием, однако часто может сочетаться с другими нарушениями. Патологии, которые могут сопровождать ее, имеют сходный генез и вызваны врожденными патологиями развития головного мозга, задержкой умственного развития, нарушениями психологического здоровья. У ребенка с дискалькулией могут также наблюдаться:

  • дислексия– нарушение способности читать и писать;
  • синдром дефицита внимания– нарушение концентрации внимания, неконтролируемая импульсивность, гиперактивность;
  • дисграфия– неспособность овладеть навыком письма.

Разновидности и формы

Существует несколько различных классификаций нарушения. В зависимости от концептуального подхода выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая– невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная– невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая– отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная– неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая– отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия– неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия– сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.
Барыбина Е Б  Нейропсихологический подход к коррекции дискалькулииБарыбина Е Б Нейропсихологический подход к коррекции дискалькулии

Опыт других людей

Дискалькулия – это расстройство, связанное с трудностями в усвоении математических навыков. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, отмечают, что она может серьезно затруднить повседневную жизнь. Однако существуют различные методы коррекции дискалькулии, которые помогают преодолеть трудности. Многие отзывы свидетельствуют о том, что раннее выявление и комплексный подход к обучению способствуют успешной коррекции этого расстройства. Эффективные методики, такие как индивидуальные занятия с педагогом-логопедом, использование специализированных обучающих программ и игр, а также поддержка со стороны родителей и педагогов, играют важную роль в преодолении трудностей, связанных с дискалькулией.

Отличие от акалькулии

imageДискалькулия и акалькулия сходные расстройства, при которых нарушается способность к математическим действиям и восприятию чисел у детей. Во многих источниках данные термины используются, как взаимозаменяемые синонимы, однако между ними существует отличие.

Акалькулия является приобретенным синдромом. Она возникает в детском и взрослом возрасте вследствие различных воздействий на кору головного мозга, либо на фоне психологических и неврологических заболеваний.

Дискалькулия – врожденное, либо приобретенное в раннем детском возрасте патологическое состояние. Акалькулия выступает в качестве симптома существующей болезни, дискалькулия – самостоятельное заболевание.

Симптоматика и особенности клиники

Дискалькулия выражается в таких симптомах:

  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Постановка диагноза

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.

При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к логопеду или детскому психологу для проведения комплексного обследования и дифференциальной диагностики.

Для определения заболевания ребенку предлагается выполнить такие тестовые задания:
image

  • счет от 10 до 20 (у детей с данной патологией может быть не нарушен счет до 10);
  • сравнить два числа;
  • расположить числа по возрастанию и убыванию;
  • выполнить простые арифметические действия;
  • озвучить название, и распределить геометрические фигуры в зависимости от цвета и размера.

Так как дискалькулия вызвана изменениями в головном мозге, то может применяться такой метод диагностики как магнитно-резонансная томография. Однако из-за дороговизны и недостаточной исследованности вопроса данный метод не имеет широкого использования.

Помимо выявления нарушений, связанных с математическими операциями, специалисты обнаруживают такие сопутствующие признаки как проблемы с анализом схемы тела человека, определением правой и левой стороны, соотнесением предметов в пространстве, определением времени по аналоговым часам.

Лечение и коррекция

Коррекция дискалькулии проводится специалистами логопедами, неврологами, дефектологами и психологами в поликлиниках, специализированных заведениях или в кабинете школьного логопеда. Лечение предполагает проведение учебных и логопедических занятий.

imageВначале проводятся индивидуальные занятия, затем ребенок присоединяется к группе детей со сходными проблемами. Терапия проводится при помощи разработанных комплексов занятий, способствующих формированию математических навыков, общих понятий («больше», «меньше»), навыка устного счета.

Обучение и терапия проводятся в игровой форме. Детей обучают сравнению предметов, и их сортировке по различным признакам. При достижении успеха в этих операциях, переходят к обучению математическим действиям. Важно чтобы у ребенка появилось понимание логики операций.

Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием грамотной речи у ребенка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе терминами математики. Ребенка следует обучить правильному названию цифр, действий, геометрических фигур, характеристик, а также корректному использованию этих названий.

Важным аспектом коррекции также является обучение письменной грамотности, способности записывать цифры и математические операции.

Терапия также должна быть направлена на развитие у детей когнитивных способностей, абстрактного, логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве.

Пациентам может быть рекомендована вспомогательная медикаментозная терапия для нормализации мозгового кровообращения и активизации нервной деятельности. Больным с дискалькулией рекомендован прием витаминов группы В, Когитум, Глицин, Кортексин.

Возможные последствия

При дискалькулии человек не может корректно определять время, запоминать даты, номера телефонов. Данные факторы ведут к снижению социализации индивида в обществе.

Неспособность ребенка запоминать числа, формулы, производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования во многих учебных заведениях, и как следствие невозможности приобрести достойную профессию.

Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией ведет к получению многократного негативного опыта в школе. У ребенка развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения.

Частые вопросы

Что такое Дискалькулия?

Дискалькулия — это расстройство, при котором сложно дается или вовсе не дается арифметика, другие математические направления при нормальном интеллекте. Проще говоря, человек с дискалькулией не способен считать.

Как понять что у ребенка Дискалькулия?

затруднения при написании и назывании чисел, непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала, непонимание понятия «число», разрядности, отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Что такое дислексия дисграфия и Дискалькулия?

ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ И ДИСКАЛЬКУЛИЯ – частичное специфическое нарушение процессов чтения, письма и счета, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Что такое вербальная Дискалькулия?

Вербальная дискалькулия — трудности называния и восприятия математических категорий на слух. При данном нарушении дети испытывают трудности в ответах на устные вопросы, Дислексическая дискалькулия — у ребенка нарушена способность чтения математических символов, примеров, уравнений.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту для точного диагноза. Дискалькулия требует профессионального подхода, поэтому важно пройти специальное тестирование у психолога или нейропсихолога.

СОВЕТ №2

Изучите методы коррекции дискалькулии. Существует множество специальных программ и методик, которые помогут улучшить математические навыки и облегчить жизнь человеку с дискалькулией.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

 

2024 © ООО "УРБАН-СТОМ" Сеть инновационных стоматологических клиник. «Urbanstom»Все права защищены

Адрес: 141406, Россия Московская область, г. Химки. / E-mail: ★ [email protected]

Мы работаем Без выходных: Пн-Сб с 9:00 до 21:00, Вс c 9:00 до 19:00