Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.

Как метод психологической коррекции сказкотерапия появилась лишь 20 лет назад. На психотерапевтические сказки взглянули как на метод личностного развития, объединяющий в себе различные формы и приемы обучения. Методика возникла из-за необходимости создать деликатный способ психологической коррекции подрастающего поколения и взрослых. Терапия с помощью сказки является одним из направлений арт-терапии, множество психологических проблем поддается такому необычному лечению.
История развития
На возникновение и становление сказкотерапии, как самостоятельного явления, значительно повлияли труды Д. Эльконина и Л. Выготского. Теория обобщает исследовательский опыт К. Юнга, Б. Беттельхейма и идеи Э. Фромма и Э. Берна. История использования терапевтических сказок отсылает к таким известным в отечественной психологии именам, как А. Гнездилов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков, Н. Сакович и Н.Киселева. Значимой датой для России считают 1997 год, когда в Санкт-Петербурге открыли Институт сказкотерапии.
Сегодня активно используют этот подход в педагогической и психотерапевтической практике. Также он может давать положительные результаты в режиссуре, актерской игре и в других творческих профессиях. Спрос дает толчок к созданию множества терапевтических программ Т. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Лисиной и др.
М. Осорина в настоящее время изучает детскую субкультуру и истории-страшилки. Ведь пугающие рассказы могут давать отличные результаты в работе над детскими страхами. Накопленный в отечественной психологии опыт пригодился дошкольным и школьным учреждениям, центрам реабилитации инвалидов и учреждениям для подростков с отклоняющимся поведением.
Мнение врача:
Сказкотерапия – это эффективный метод психологической коррекции, особенно эффективный для детей и дошкольников. Врачи отмечают, что использование терапевтических сказок способствует развитию воображения, эмпатии и понимания эмоций у малышей. Дети легче воспринимают информацию через сказочные персонажи и сюжеты, что делает процесс психологической работы более доступным и интересным. Сказкотерапия помогает детям выражать свои чувства, разрешать внутренние конфликты и развивать позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Принципы и цель сказкотерапии
Психологические сказки нужны для мягкого влияния на ребенка, который живет в каждом человеке. Метод универсален, ведь у него нет возрастных ограничений. Терапия сказкой поможет ненавязчиво достучаться как до малыша, так и до взрослого клиента, способствуя выработке правильных психологических установок.
Данная методика направлена на решение целого комплекса личностных проблем и способствует:
- избавлению от навязчивых страхов и фобий;
- возникновению нужной эмоции у клиента;
- осознанию и принятию жизненных ценностей и сложных решений;
- упрощению процесса социализации;
- пониманию законов и принципов устройства мира;
- избавлению от недостатков и формированию положительных черт характера;
- выстраиванию гармоничных отношений с окружающими;
- прощению себя и обидчиков и т.д.
Способы использования
Сказкотерапевт может применять данный метод по-разному, отличия зависят от возраста клиента и глубины проблемы. Наиболее распространены в практике следующие способы:
- Использование готового сюжета. Чтение сказки сопровождается ее подробным анализом и выводами.
- Создание специалистом конкретной истории для клиента, основанной на его персональной проблеме.
- Написание ребенком или взрослым собственной сказки, в процессе повествования которой он осознает свою проблему и отыщет способы ее решения.
- Театральная постановка рассказа, готового или составленного самостоятельно.

Опыт других людей
Сказкотерапия – это эффективный метод психологической коррекции, пользующийся популярностью среди родителей и специалистов. Родители отмечают, что терапевтические сказки помогают детям лучше понимать свои эмоции, развивать воображение и находить решения для своих проблем. Для дошкольников такой подход особенно ценен, так как через сказки они могут выразить свои страхи, беспокойства и желания. Люди отмечают, что благодаря сказкотерапии дети становятся более уверенными, спокойными и адаптивными. Важно выбирать квалифицированных специалистов, которые смогут подобрать подходящие сказки и помочь ребенку преодолеть трудности.
Возможности и результаты применения терапии сказкой
Сказкотерапия способна раскрыть личностный потенциал человека. Окунаясь в терапевтическую сказку, дети, подростки, взрослые накапливают энергию, открывают новые возможности для себя и, таким образом, меняют ситуацию в лучшую сторону.

Лечение сказкой дает положительные результаты в сочетании с другими методами и техниками: песочной терапией, изо-, цвето-, игротерапией. Проследить за эмоциональным фоном ребенка можно с помощью используемых им красок, пластилина, аппликаций, песка.
Психотерапевтические сказки могут решить широкий диапазон проблем. Ниже можно ознакомиться с их перечнем:
- потеря близкого человека или любимого животного;
- сложности адаптации в социуме и принятие своей личности в нем;
- депрессивные состояния;
- детские капризы, страхи, фобии, ревность;
- проявления агрессии, излишняя раздражительность;
- заикание;
- повышенная тревожность;
- гиперактивность;
- психосоматические расстройства.

Сказки для сказкотерапии
Сказкотерапия – это лечение особой атмосферой, в которой проявляются потенциальные, ранее нереализованные элементы личности. Во время сеансов используют пять видов терапевтических сказок для детей и взрослых (ниже их можно прослушать и просмотреть онлайн), согласно классификации Т. Зинкевич-Евстигнеевой:
- Художественные. Эта группа представлена коллективными и авторскими рассказами. В семейном консультировании часто используют русскую народную сказку «Кто заговорит первый». Для психотерапии семей с приемными детками и людей с заниженной самооценкой подходит «Гадкий утенок» Андерсена. А если клиент теряет последнюю надежду и желание жить, на него окажет положительное воздействие произведение «Две лягушки» Пантелеева.
- Дидактические. В этих рассказах оживают цифры, буквы, овощи, предметы. Знания и умения, которым обучают такие сказки, многообразны. Например, это может быть рассказ о внимательности на дороге, о вежливости в общении. Скучное для ребенка действие можно превратить с помощью сказки в «живое», тем самым наполнив его волшебным смыслом.
- Медиативные. Они преследуют цель создать положительный настрой (перед сном), минимизировать ощущение усталости, напряжения, возбуждения. Повествование сопровождается комфортной обстановкой и обязательным отсутствием в сюжете конфликтов и отрицательных персонажей.
- Психотерапевтические. В яркой метафорической оболочке история влияет на личность слушателя. Примером послужит любая авторская сказка, содержащая вымысел для того, чтобы научить уважать родителей, ценить друзей, беречь свою жизнь и т.д. Психологи рекомендуют обращаться к малоизвестным сказкам Андерсена или к буддийским джатакам.
- Психокоррекционные. Нужны для оказания мягкого влияния на отклоняющееся поведение или неправильные установки клиента. Такие сказания вначале представляют непродуктивный образ мыслей или действий, а затем презентуют эффективную альтернативу. «Бредет Волк по лесу и плачет. На пути он встречает Зайчика, который спрашивает его: «Почему ты плачешь, Волк?». Тот отвечает: «Никто меня здесь не любит, пойду в другой лес». «А свои ужасные зубы с собой возьмешь?» — уточняет Зайчик»… История заканчивается дискуссией, терапевт и клиент придумывают окончание, которое нравилось бы обоим.
Терапевтические сказки, предложенные выше, можно прослушать онлайн прямо сейчас:
Кто заговорит первым:
Гадкий утенок:
«Две лягушки» Пантелеева:
Дидактическая сказка о частях слова:
Медитативные сказки на ночь:
Буддийские джатаки:
Техники и методы
Лечение сказкой, как относительно новое направление в психотерапии, постоянно развивается и пополняется новыми программами и методами. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева не столь давно адресовала свой «Практикум по сказкотерапии» родителям, лингвистам, психологам и педагогам. Он позволяет взглянуть на принципы использования сказок в своей работе абсолютно со всеми возрастными категориями. А психолог О. Бланк предложила специалистам коррекционную программу с элементами сказкотерапии для младших школьников с низким уровнем самооценки.
Работа с детьми дошкольного возраста
Работая с этой возрастной категорией, специалист должен знать, что до 5 лет дети отдают предпочтение историям о животных, ассоциируя себя с ними; до 6 лет ребенку становятся ближе человеческие персонажи, познающие мир; а к 6 годам возникает интерес к волшебству.
Существуют основные методы сказкотерапии для дошкольников:
- Сочинение истории, позволяющее наблюдать во время повествования за спонтанными эмоциями ребенка, зачастую скрытыми в ежедневном поведении.
- Рисование образов из сказки после прочтения, посредством которого ребенок сможет дать выход негативным эмоциям, агрессии и тревоге.
- Изготовление кукол, приравнивающееся к расслабляющему процессу медитации. Отличных результатов помогают достичь задействованные здесь механизмы проекции и идентификации с персонажем.
Работа с подростками
Интересный подход в использовании исцеляющих сказок разработала Зинкевич-Евстигнеева, ссылаясь на известную концепцию Универсальных Архетипов. Методика основана на использовании архетипических карт, 50 сюжетов которых объединяют в себе 10 главных архетипов личности. Взаимодействие на занятиях по сказкотерапии строится на толковании выбранной подростком карты, на вопросах для беседы и дополнительных заданиях для клиента.
Техники сказкотерапии для взрослых
Как средство психокоррекции для взрослых особенно ценится сочинительство, то есть клиентская сказка. Важно понимать, что все люди умеют придумывать истории, а сам процесс ее создания априори обладает терапевтическим эффектом. Составление истории клиентом происходит в три этапа:
- Замедление. Творческий элемент для правильного эмоционального настроя на дальнейшую деятельность (рисунок, скульптура, лепка из глины и др.).
- Написание истории. При затруднениях помогает созданный вначале материал.
- Прочтение сказки, итоги. Ключевой момент взаимодействия взрослого и терапевта, когда последний знакомится с внутренним миром сказочника.
Сказкотерапия – один из самых эффективных методов современной психотерапии. Его успешно используют для работы как с малышами от 2-3, так и со взрослыми и пожилыми людьми. Специалист, работающий в этом направлении, должен разбираться в нюансах создания и интерпретирования рассказов.
Крайне важно умение ненавязчиво присоединяться к клиенту и следовать за ним в его повествовании. При этом не стоит пренебрегать одним из самых главных этических принципов психолога и психотерапевта «не навреди». Ведь ошибочные действия способны не только не дать необходимого результата, но и усугубить проблему, заставив человека уйти в себя.
Частые вопросы
Что такое сказкотерапия и как она работает?
Сказкотерапия – это психологический метод, основанный на использовании сказок для разрешения внутренних конфликтов, развития эмоционального интеллекта и формирования позитивных моделей поведения.
Для кого подходит сказкотерапия?
Сказкотерапия подходит для детей и дошкольников всех возрастов. Она помогает преодолевать трудности в общении, адаптации, регулировании эмоций и формировании жизненных ценностей.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Используйте яркие и запоминающиеся образы в терапевтических сказках для привлечения внимания детей и создания эмоциональной связи.
СОВЕТ №2
Старайтесь включать в сказки решение типичных проблем, с которыми сталкиваются дети, чтобы помочь им лучше понимать и управлять своими эмоциями.
СОВЕТ №3
Не забывайте о позитивном финале в терапевтических сказках, чтобы дети получили чувство удовлетворения и надежды на будущее.



