лого

Пн-Сб с 9:00 до 21:00, Вс с 9:00 до 19:00.
Тел: +7(963) 772-25-25

Дислексия — болезнь или удел гениев?

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.

imageДислексия — это частичное расстройство навыков чтения у детей, связанное с недостаточностью сформированности психических функций, которые участвуют в реализации процесса чтения.

Главные проявления нарушения — это устойчивые, специфические и повторяющиеся ошибки при чтении, которые проявляются в перемешивании и замене звуков, произношении слов по буквам, изменение структуры слова относительно слогов, аграмматизмах, нарушении понимания смысла прочитанной информации.

Выявление этой патологии производится путём анализа сформированности устной речи, а также навыков письма и чтения. Для устранения данного дефекта требуется усовершенствование и правильное формирование таких сторон устной речи, как: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматического строя, связной речи и неречевых процессов.

Иными словами, дислексия — это неспособность адекватно и оперативно распознавать слова, т. е. реализовывать декодирование и овладевать навыками обучения.

Такие процессы имеют неврологический характер и зависят от неполноценности фонологических компонентов языка. У ребёнка, страдающего дислексией, присутствуют нарушения в системе обработки мозгом получаемых графических знаков.

image

Дислексия вопреки ошибочному мнению, вовсе не сопутствует умственной отсталости и никак не связана с нарушением зрения или слуха.

Возможные причины расстройства

Патология может быть вызвана вследствие различных причин, среди которых:

  1. Нейробиологические причины— недоразвитие или нарушение функций конкретных зон коры головного мозга. Например, у дислексика функциональность задней части средней височной извилины гораздо менее активна, а плотность мозговой ткани в этой области, понижена.
  2. Наследственная предрасположенность— мутация определённого гена шестой хромосомы, которая оказывает влияние на развитие нейронов в определённых зонах мозга.
  3. Дефицит навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном периоде и в раннем школьном возрасте. Это может быть чревато недостаточным развитием связей между нервными клетками в речевом центре головного мозга.
  4. Травмы головного мозга.
  5. Родовые патологии— неправильное развитие пуповины, преждевременная отслоение плаценты, длительные роды, асфиксия плода.
  6. Токсическое поражение ЦНСзародыша в случае алкогольной или медикаментозной интоксикации.
  7. Инфекционное поражение мозга плодав случае болезни матери во время беременности такими заболеваниями, как краснуха, корь, оспа, герпес, грипп.

image

Мнение врача:

Дислексия — это неврологическое расстройство, которое затрагивает способность человека читать, писать и понимать текст. Многие врачи считают, что дислексия не является болезнью, а скорее разновидностью особенности мозга. Они утверждают, что у людей с дислексией часто наблюдается высокий уровень интеллекта и творческих способностей. Некоторые известные гении, такие как Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, предположительно также столкнулись с подобными трудностями. Врачи подчеркивают, что важно своевременно выявлять дислексию у детей и предоставлять им поддержку и специализированное обучение, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал и успешно справиться с трудностями чтения и письма.

ДИСЛЕКСИЯ: болезнь ленивых и гениев | IN VIVOДИСЛЕКСИЯ: болезнь ленивых и гениев | IN VIVO

Разновидности отклонения

Существуют такие виды дислексии:

  1. Фонематическая. Такая форма патологии встречается наиболее часто среди деток младшего школьного возраста. Характеризуется недоразвитостью функций фонематической системы. Фонемы различаются между собой по смыслоразличительным особенностям — мягкость-твёрдость, глухость-звонкость. При перемене в слове одной фонемы, изменяется весь смысл. В данном случае у ребёнка на слуху путаются отличные по одному смыслоразличительному признаку звуки — ж-ш, с-ш, с-ц. Также наблюдается чтение по буквам и искажение звукослоговой структуры, т. е. слоги и звуки меняются местами, буквы пропускаются.
  2. Семантическая. Имеет ещё одно название — механическое чтение, т. е. возникает непонимание смысла прочитанного, хотя технически чтение выполняется правильно. Это происходит вследствие звукослогового синтеза и нечёткости в представлениях о синтаксических связях, содержащихся в предложении, т. е. грубо говоря, слова воспринимаются по отдельности и совершенно бессвязно.
  3. Аграмматическая. Наиболее часто встречается в случае системного речевого недоразвития. При этом отмечается изменение в
    image
    окончаниях, неумение склонять по падежам, числам, родам, неправильное соотношение существительного с прилагательным, изменение в окончании глаголов, которые относятся к третьему лицу в прошедшем времени.
  4. Оптическая. Вызывает сложности в восприятии визуально схожих букв и их перемешивание. Например, такие буквы могут быть различны только лишь в одном элементе: М-Л, В-З. Или же они могут содержать похожие элементы, но с разным его расположением: П-Н-И, Р-Ь, Т-Г.
  5. Мнестическая. Проявляется в сложностях с пониманием символов. Ребёнок не может понять взаимосвязь той или иной буквы с каким-то определённым звуком.

Проявления нарушения

Дислексия характеризуется следующими симптомами:

  • задержка в развитии, которая проявляется в письменных и речевых навыках;
  • сложности при запоминании орфографии;
  • дезориентация в пространстве и времени;
  • низкий уровень восприятия информации;
  • сложности в усвоении слов;
  • отсутствие понимания смысла прочитанного;
  • медленное чтение по слогам или по буквам;
  • неуклюжесть;
  • появление гиперактивности на фоне дефицита внимания.

Также интересен тот факт, что симптомы дислексии по своей природе можно назвать симптомами некой дезориентации. Критерием ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, в данном случае — текста.

Исходя из того, что такой ребёнок лишён способности образно представить печатные слова и символы, в его восприятии образуются пробелы и как итог — непринятие окружающей реальности в правильном виде.

Среди специфических признаков можно отметить следующие:

  • высокий уровень интеллекта при достаточно плохих навыках чтения;
  • дублирование ошибок при письме и во время чтения — пропускание, замена символов, слов;
  • низкая скорость при выполнении какого-либо задания по сравнению со сверстниками;
  • сложности при письме;
  • маленький объём памяти и кратковременность слуховой памяти;
  • невозможность воспроизведения ряда из нескольких слов, нарушение их порядка, пропускание;
  • сложности в определении низа и верха, права и лева.

image

Практически всегда дислексии сопутствует такое нарушение как дисграфия — устойчивое нарушение письма, которое не связано с безграмотностью и возникает из-за недоразвития или частичного поражения функций мозга, которые участвуют в сложном процессе письма.

Такая патология устраняется при помощи специальных логопедических занятий.

Дисграфия как и дислексия диагностируются у младших и старших школьников с совершенно полноценным интеллектуальным развитием, нормальной речью, здоровым слухом и зрением. Однако очень часто у детей, у которых обнаруживается эти нарушения, наблюдаются такие проблемы:

  • дезориентация в пространстве и времени;
  • некоторая неуклюжесть в движениях;
  • нарушение координации;
  • снижение работоспособности;
  • нарушение памяти;
  • плохое кровообращение в сосудах мозга.
ДИСЛЕКСИЯ — БОЛЕЗНЬ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙДИСЛЕКСИЯ — БОЛЕЗНЬ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ

Опыт других людей

Дислексия часто ассоциируется с проблемами в обучении, но многие известные личности, такие как Стивен Спилберг и Том Круз, сталкивались с этим расстройством. Некоторые исследователи считают, что дислексия может быть связана с творческим мышлением и интеллектуальными способностями. Вместо того чтобы рассматривать ее как болезнь, стоит видеть в ней особенность, которая при правильной поддержке может стать преимуществом. Для многих людей дислексия становится толчком к развитию уникальных способностей и достижению выдающихся результатов.

Обследование маленьких пациентов

При подозрении на дислексию проводится обследование, включающее в себя ряд мероприятий:

  • сбор анамнеза жизни, а также изучение его успеваемости по школьной программе;
  • изучение индивидуальных особенностей речи, строения и развития артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики;
  • проведение тестов на оценку уровня владения навыками чтения;
  • анализ звукопроизношения и фонематического развития;
  • процедуры магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии для определения функциональной активности в левой височной доле мозга, при дислексии будет диагностироваться её снижение;
  • кроме логопедической консультации, необходим также осмотр у невролога, офтальмолога, психолога.

Методы коррекции

Методы, направленные на устранение нарушения подразумевают под собой работу над нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

Применяемые методы коррекции дислексии зависит от ее разновидности:

  1. В случае фонематическойкоррекционная работа будет направлена на устранение недостатка произношения звуков, развитие полноценных фонематических процессов, формирование представлений о звуко-буквенном и слоговом составе слова.
  2. При семантическойразвивают слоговой синтез, работают над обогащением словарного запаса и усвоением грамматических языковых правил.
  3. При аграмматическойдислексии формируют грамматические системы словесного образования и изменения.
  4. Мнестическиенарушения предполагают развитие слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. В случае оптическойдислексии формируются зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез.

В последнее время огромную популярность приобретает методика Рональда Дэйвиса, в основе которой лежит придание печатным словам и буквам мысленного образного выражения, что помогает устранить дефицит восприятия.

Результат от применения методики Рональда Дэйвиса

Важно помнить о том, чем раньше будет выявлено нарушение, тем результативнее и быстрее будет проходить коррекция, логопед в данном случае подбирает индивидуальные упражнения, с помощью которых ребёнок учится соотносить проговариваемые звуки с буквами. Очень эффективно при этом использовать наглядные материалы. Упражнения должны выполняться регулярно и под строгим контролем родителей.

Коррекция дислексии и дисграфии у школьников младших и старших классов: советы, методики, упражнения-

Прогноз и осложнения

На ранних стадиях дислексии проблема очень легко поддаётся коррекции.

Скорость достижения желаемых результатов будет зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.

Однако если проблема будет выявлена несвоевременно, это чревато очень неприятными последствиями:

  • отмечается очень слабая успеваемость на фоне других детей;
  • ребёнок испытывает постоянный психологический дискомфорт, становится отчуждённым и закрытым;
  • происходит снижение самооценки.

Родителям на заметку

Предупредить возникновение дислексии можно при условии внимательного и терпеливого отношения к ребёнку со стороны взрослых. В данном случае требуется:

  1. Вырабатывать у ребенка привычку усваивать прочитанное на слух с самого раннего детства. Здесь подразумевается регулярное чтение малышу детских книжек.
  2. Начинать обучение чтению еще до поступления в школу. Для этого хорошо подходят различные наглядные материалы.
  3. Использовать развивающие игры, которые способствуют развитию познавательной сферы — внимания, мышления, памяти, воображения.
  4. Своевременно обнаружить патологию у ребёнка и безотлагательно посетить логопеда. Первые симптомы могут появиться ранее пяти лет.

Частые вопросы

Как называется болезнь гениев?

Синдро́м сава́нта, саванти́зм (от фр. savant [savɑ̃] — «учёный») — редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического характера) имеют «остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности.

Как мыслят Дислексики?

Дислексики мыслят образами. Они видят образы букв, слов. Это помогает им компенсировать собственный недостаток с тяжестью чтения и письма. Поэтому дети, становясь старше, при правильном формате представления информации (образном обучении), могут овладеть знаниями на уровне обычного человека.

Как люди с дислексией видят текст?

Дислексия — специфические расстройства чтения, письма и счета. Дислектики по-другому воспринимают информацию: зачастую они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или меняют буквы местами, не видя разницы.

Как называется болезнь когда путаешь буквы в словах?

Дислексия — расстройство, при котором человеку трудно научиться читать и писать и в дальнейшем пользоваться этими навыками. Например, он может путать и менять местами буквы при написании, с трудом разбирать длинные слова, читать и писать очень медленно, быстро уставать от этих занятий.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Помните, что дислексия не является приговором или ограничением. Важно принять свою особенность и не бояться обращаться за помощью к специалистам.

СОВЕТ №2

Изучите методики обучения и подходы, которые могут помочь вам или вашему ребенку с дислексией. Обратитесь к педагогам и психологам для разработки индивидуальной программы поддержки.

СОВЕТ №3

Не стесняйтесь общаться с окружающими о своей дислексии. Чем больше людей осведомлено о вашем состоянии, тем легче будет вам получать поддержку и понимание.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

 

2024 © ООО "УРБАН-СТОМ" Сеть инновационных стоматологических клиник. «Urbanstom»Все права защищены

Адрес: 141406, Россия Московская область, г. Химки. / E-mail: ★ [email protected]

Мы работаем Без выходных: Пн-Сб с 9:00 до 21:00, Вс c 9:00 до 19:00