Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления. Данное расстройство изучено недостаточно, в отличие от дисграфии.
Дисграфия – нарушение письменной речи, которое вызвано нарушением работы психических процессов и анализаторов, отвечающих за формирование навыка письма.
Оба расстройства являются отдельными, независимыми друг от друга состояниями. Однако достаточно часто они могут встречаться вместе у одного пациента.
Факторы-провокаторы
Развитие дизорфографии и дисграфии происходит по различным причинам, но некоторые факторы могут совпадать. Появление нарушения письменной речи может быть связано с различными травмами и недостаточным развитием участков головного мозга вследствие негативных факторов в период вынашивания ребенка, а также в родовой и постнатальный период.
К таким причинам относят:
- течение беременности с наличием патологий и заболеваний;
- недостаток кислорода у ребенка во время родов;
- родовые травмы новорожденного;
- энцефалит;
- менингит;
- заболевания, вызванные инфекциями;
- заболевания соматического характера.
Эти расстройства связывают с нарушениями в процессе развития мозга и травмами префронтальной коры, теменной доли, передней поясной коры головного мозга и базальных ядер. Эти участки отвечают за корректное функционирование рабочей памяти.
Корректное развитие навыка письма невозможно без корректно сформированной устной речи, владения лексическими и грамматическими аспектами речи, обладания навыками восприятия и произношения звуков. Нарушение этих процессов возникает при наличии патологии развития речевого аппарата и причин органического происхождения.
К развитию нарушений письма у ребенка могут приводить также социальные и психологические факторы:
- билингвальная семья (двуязычная);
- нарушения речи или неправильная речь у окружающих людей;
- нехватка речевой коммуникации;
- отсутствие внимания окружающих взрослых к речи ребенка;
- излишне ранее начало обучения письму.
Наиболее часто дисграфия и дизорфография наблюдается у младших школьников, имеющих речевые нарушения, задержку психического развития и конституциональную предрасположенность к этому.
Возникновение данных нарушений во взрослом возрасте может быть следствием нейрохирургического оперативного вмешательства, инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолевого новообразования в головном мозге.
Мнение врача:
Дизорфография, дисграфия и легастения – это распространенные неврологические расстройства, которые могут затруднять обучение и повседневную жизнь детей. Врачи отмечают, что причины этих нарушений могут быть разнообразными, включая генетические факторы, недостаточное развитие мозга или проблемы в обучении письму и чтению. Симптомы включают трудности с написанием, чтением, правописанием, а также неустойчивость внимания. Важно своевременно выявлять эти расстройства и начинать коррекцию, которая может включать логопедические занятия, психологическую поддержку и индивидуальный подход к обучению. Раннее обращение к специалистам и комплексный подход помогут детям справиться с трудностями и успешно развиваться.
Классификация нарушений письменной речи
Выделяют следующие виды дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая. При данном типе нарушения ребенок записывает слова точно так же, как и произносит их. Такая проблема возникает из-за некорректного произношения звуков, и дальнейшего воспроизведения ошибок на письме.
- Акустическая. У ребенка возникают трудности с дифференциацией звуков на слух. Поэтому на письме он заменяет правильные буквы на те, которые слышит. При этом у ребенка не возникает трудностей с корректным произношением данных звуков.
- Дисграфия, вызванная нарушением способности к анализу и синтезу языкового материала. У ребенка возникают затруднения с выделением в речевом потоке отдельных слов и дальнейшим разделением их на звуки и слоги.
- Оптическая. Из-за сниженной способности узнавать ранее виденное, а также способности к анализу и синтезу информации, ребенок при выполнении письменных заданий искажает и заменяет буквы.
- Аграмматическая. При выполнении письменных заданий у ребенка возникают затруднения с выявлением языковой и логической связи между словами, словосочетаниями и предложениями. Написание сочинения может сопровождаться такими ошибками: не соответствие последовательности предложений описываемым событиям, отсутствие грамматической и смысловой взаимосвязи между некоторыми предложениями.
Выделяют несколько видов дизорфографии:
- Морфологическая. Ребенок совершает значительное количество орфографических ошибок, при выполнении самостоятельных письменных заданий (изложения, сочинения).
- Синтаксическая. У ребенка проявляется неспособность к овладению различными синтаксическими правилами, например – пунктуацией.
- Смешанная. У ребенка при выполнении письменных заданий наблюдаются систематические пунктуационные и орфографические ошибки.
Также существует классификация дизорфографии, в основе которой лежит степень выраженности нарушения:
- Легкая. Ребенок справляется более чем с половиной предложенных заданий на уровне выше среднего, а остальной объем заданий на среднем или низком уровне.
- Средняя. Ученик может выполнить большую часть предложенных заданий на среднем уровне.
- Тяжелая. Ребенок выполняет все задания на уровне ниже среднего, либо на низком.
Клинические проявления
Проявления дисграфии зависят от типа нарушения:
- при артикуляторно-акустическойформе патологии ребенок пропускает буквы, пропускает звуки при устной речи, заменяет буквы;
- акустическаядисграфия характерна тем, что происходит замещение букв, замена ударных гласных, парных согласных, — ребенок не может обозначить мягкие и твердые согласные на письме;
- в случае нарушения, развившегося из-за нарушений способности к синтезу и анализу языкового материала, характерными проявлениями будут не завершение слов на письме, перемещение букв в пределах слова, слияние нескольких слов в одно, добавление ненужных букв;
- при оптической форменарушения ребенок заменяет одни рукописные буквы на другие, сходные внешне, заменяет буквы, которые имеют разное количество одинаковых элементов, возможно также написание букв в зеркальной проекции, незаконченное написание букв;
- для аграмматического типа расстройствахарактерны такие ошибки: нарушение структуры слова, замена суффиксов и приставок, несоблюдение падежных окончаний, отсутствие согласования между словами в предложении, пропуск и замена предлогов, искажение последовательности слов.
Дизорфография проявляется такими симптомами:
- невозможность запомнить понятия «слово», «звук», «слог»;
- сложность в усвоении правил правописания (происходит более медленно, чем у других учеников);
- отсутствие сформированного навыка производить умозаключения, определять последовательность действий при выполнении письменных заданий по языку;
- приведение неверных примеров на изученные правила;
- непонимание грамматических признаков орфограмм;
- затруднения при заданиях на подбор родственных слов, разбор слова на составляющие морфемы;
- безрезультативность выполнения заданий на самопроверку.
Опыт других людей
Дизорфография, дисграфия и легастения – это распространенные проблемы, с которыми сталкиваются многие люди. Они могут быть вызваны различными причинами, включая генетические факторы или недостаток обучения. Симптомы этих нарушений могут проявляться в трудностях с написанием, чтением или правильным произношением слов. Однако, современные методы коррекции и поддержки помогают людям справиться с этими трудностями и развить свои навыки. Важно помнить, что каждый человек уникален, и подход к коррекции должен быть индивидуализированным.
Сопутствующие расстройства
Дисграфия – довольно распространенное нарушение. В начальных классах школы признаки этого расстройства могут наблюдаться у примерно половины детей.
К средней школе количество таких учеников становится меньше. Вероятно, такая распространенность расстройства связана с тем, что значительное количество детей поступают на обучение в школе, имея общее недоразвитие речи и несформированность процессов произношения звуков и восприятия фонем. Данные проблемы значительно затрудняют овладение навыком грамотного письма.
Навык письма неразрывно связан с навыком чтения. Поэтому довольно часто нарушение письма сочетается с дислексией и алексией.
Дислексия – частичное нарушение способности обучиться навыку чтения. Алексия – невозможность обучиться процессу чтения из-за нарушения отдельных участков коры головного мозга (либо частичные нарушения чтения по той же причине).
Также часто дисграфия соседствует с такими расстройствами как синдром дефицита внимания и гиперактивности, диспраксия.
Что такое Легастения
Легастения – это нарушение психического развития ребенка на фоне нормального интеллектуального развития. При этом расстройстве навыки письма и чтения приобретаются с трудом.
Легастения — общее название для нарушений формирования навыка чтения и письма. Этот термин включает в себя такие нарушения как дисграфия и дислексия.
Характерные признаки этого расстройства:
- перемена мест цифр и букв при написании и чтении;
- множественные ошибки при выполнении письменных заданий;
- затруднения при чтении текстов;
- обрывание слова при произношении (проглатывание окончания).
Диагностические критерии
Для постановки корректного диагноза необходимо проведение комплексного обследования. Так как нарушения письма могут быть вызваны отклонениями в работе слуховой и зрительной системы, то обследование должно включать консультацию офтальмолога и отоларинголога. Выявить органические причины нарушений письма может обследование у врача невролога.
Логопедическое исследование позволит определить, на каком уровне сформирована речевая функция ребенка. Логопед проводит диагностику письменной речи путем анализа и изучения его письменных работ. Данный тест помогает разделить расстройство навыка письма и простое отсутствие знаний. Далее необходимо обратить внимание на моторику речи и движений, строение речевого аппарата, определить левша или правша ребенок.
При обследовании необходимо учитывать состояние нервной системы ребенка, отсутствие или наличие нарушений зрения и слуха.
Логопедическое обследование включает в себя также изучение способности к синтезу и анализу звуков, способности дифференцировать звуки на слух, произносить их, определять структуру слова. Также необходимо оценить построение речи с точки зрения грамматики и словарного запаса.
Письменные тесты на выявление дисграфии и дизорфографии включают в себя написание словарных и текстовых диктантов, переписывание напечатанного и написанного от руки текста, составление описаний к рисунку. Также применяется такое задание как чтение отдельных слогов, слогов и целых текстов.
Лечение и коррекция
Лечение дисграфии и дизорфографии должна быть направлена на устранение первопричины нарушений и на коррекцию навыков письма.
Для лечения основного заболевания невролог назначает прием фармацевтических препаратов и прохождение курса реабилитационной терапии, которая может включать лечебную физкультуру, массаж, гидротерапию и методы физиотерапии. Коррекция нарушений проводится логопедом.
Применяются методики направленные на:
- развитие навыка распознавать символы визуально;
- обучение производить синтез и анализ информации (сопоставлять и сравнивать);
- развитие зрительной, речевой и слуховой памяти;
- обучение ребенка произношению звуков и пониманию фонематических процессов;
- формирование умения распознавать и производить операции с предметами зрительно и в пространстве;
- обучение морфологическому принципу, синтаксическому строю речи;
- обогащение словарного запаса;
- формирование связной речи и «чувства языка».
Упражнения и специальные тетради для коррекции дисграфии у младших школьников:
Нарушения письма, зачастую, не проходят без внешнего содействия этому. Для успешной коррекции расстройств необходима помощь специалистов (невролога, логопеда и педагога), а также содействие родителей пациента, или самого взрослого пациента.
Данные нарушения часто связаны с отклонениями в функционировании участков головного мозга, поэтому успешный результат терапии достигается при участии в ней врача невролога и при соблюдении его рекомендаций.
Коррекция нарушений письма должна производиться при содействии родителей и других взрослых из окружения ребенка. Успешность терапии во многом зависит от социальной среды пациента и ее влияния на него.
Положительный результат коррекционной работы будет зависеть от развития высших психических функций ребенка. Именно они во многом влияют на процесс приобретения навыков чтения и письма.
Частые вопросы
Что такое Дизорфография?
Дизорфографией называется нарушение письма, которое проявляется в ошибках написания словарных слов и слов с применением изученных ребенком правил русского языка. Дизорфография как нарушение может проявляться с конца первого года обучения, то есть с начала изучения орфографических правил.
В чем отличие дисграфии и Дизорфографии?
На первом фото – дисграфия. Есть смешения букв т-д (Антрюша), трудности обозначения мягкости согласных на письме (взали), перестановки (утт), пропуски (выши), необозначение границ предложения. На втором фото – дизорфография. Преобладают ошибки на правило, есть лишь несколько пропусков букв.
Что такое дисграфия?
Так что же такое дисграфия? Определение в логопедическом словаре звучит так: дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки: замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Как исправить дисграфию?
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа нейропсихолога, нейролингвиста, логопеда, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны обязательно пройти нейропсихологическую коррекцию.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту для точного диагноза и разработки индивидуальной программы коррекции для вашего ребенка.
СОВЕТ №2
Поддерживайте позитивное отношение к ребенку, поощряйте его усилия и успехи в преодолении трудностей с обучением.
СОВЕТ №3
Используйте разнообразные методики обучения, включая игровые и интерактивные подходы, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.