Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
Дизартрия – речевая патология, которая возникает в результате нарушения передачи импульсов в области нервных путей речевого аппарата.
Выраженность речевой патологии зависит от локализации и степени поражения периферической и центральной нервной системы, а также напрямую зависит от внутриутробного развития ребенка и от того, в каком возрасте был обнаружен первичный дефект, ведущий к развитию дизартрии.
Дизартрия проявляется преимущественно как патологическое расстройство артикулярного аппарата вследствие различных поражений мозговых структур и его отделов. Проявляется в виде нарушений мышечного тонуса речевого аппарата, голосоведения и дыхательной системы, что приводит к недоразвитию вербальных средств общения и коммуникации в целом.
При дизартрии наблюдается расстройство фонематического восприятия и лексико-грамматической речи, а также недоразвитие ВПФ (высших психических функций).
Факторы, влияющие на развитие нарушения
Психосоматическое и психомоторное развитие ребенка является сложнейшим процессом, поскольку любой негативный фактор может сказаться на его развитии негативным образом. К таким неблагоприятным факторам относятся:
- внутриутробные инфекционные поражения;
- внутриутробная кислородная недостаточность;
- интоксикация ЦНС;
- проявления токсикоза;
- рождение раньше срока;
- родовая травма.
Вместе с внутриутробным развитием и врожденными особенностями ЦНС, не последнюю роль в развитии играет социальная среда, которая
способна оказать поддерживающую и стимулирующую функцию для развития ребенка и, наоборот, оказать угнетающую, депривирующую.
Так, после рождения большую роль играют перенесенные инфекции, травмы головы, что приводят к интоксикации не только ЦНС, но и головного мозга.
Подобные неблагоприятные факторы вызывают органическое поражение периферической и центральной нервной системы, в результате чего наблюдаются нарушения познавательных процессов, слуха, зрения, моторики. Так, дизартрия у детей наблюдается в случаях ДЦП в более чем 80% случаев.
Мнение врача:
Дизартрия – это нарушение речи, вызванное недостаточным контролем мышц артикуляционного аппарата. В зависимости от причин и симптомов выделяют несколько видов дизартрии: спастическую, дискинетическую, атаксическую, гипотоническую и смешанную. Современные методы лечения и коррекции речи при дизартрии включают комплексный подход, включающий лечебную гимнастику, логопедические занятия, а также использование современных технологий, таких как компьютерные программы для тренировки речи. Важно начинать лечение как можно раньше, чтобы добиться наилучших результатов и помочь пациенту восстановить нормальную речь.
Развитие нарушения в детском возрасте
В связи с многочисленными исследованиями и изучением динамики развития неврологических состояний ребенка в постнатальном периоде, специалисты утверждают, что дизартрия у детей носит смешанный специфический характер, поскольку поражения характеризуются локализацией в разных отделах головного мозга.
Выделяют следующие чаще всего встречаемые формы дизартрии у детей:
- Спастико-паретическая формаимеет все признаки псевдобульбарной дизартрии у взрослых. Основные симптомы: нарушена фонетическая речь; слабый артикуляционный аппарат; сложность воспроизведения произвольных движений; высокий тонус мышц речевого аппарата; наличие насильственных движений; постоянный устойчивый тремор, ребенок не в состоянии произвольно открыть рот. Развитие данной формы нарушения характеризуется поздним появлением гуления, лепета и звукопроизношения. На поздних этапах развития речь остается невнятной, пассивной, монотонной. Прежде чем осуществить артикуляционное движение, резко повышается тонус мышц, приводящий к спазму – язык оттягивается назад и сворачивается комом.
- Гиперкинетическая форманарушения характеризуется скачкообразным и неустойчивым мышечным тонусом артикулярного аппарата, в результате чего проявляется в виде дизартрии и дискинезии. Наблюдаются подкорковые поражения, в результате происходит расстройство речевого дыхания, а также проявление неустойчивости речевых звуков. Данная форма дизартрии поддается коррекции.
- Атонично-астатическаяформа наблюдается чаще всего при ДЦП. Симптоматика характеризуется смешанными признаками: нарушение речевого аппарата – тонкий острый язык, вяло располагающийся на дне ротовой полости, язык малоподвижен; наблюдается провисание неба и потеря чувствительности обеих щек; речь толчкообразная, то ускоряется, то замедляется. Имеет место беспричинное изменение модуляций голоса, речь носит скандированный характер, рубленая и сопровождается выкриками. У детей с этим видом дизартрии отмечаются нарушения произношения звуков от простых до сложных. Обучение и коррекция протекает сложно, поскольку у таких детей отсутствует критичность ситуации.
Ранняя диагностика дизартрии у детей
Прежде чем осуществить постановку такого диагноза как дизартрия речи, специалисты ориентируются, прежде всего, на показатели, свидетельствующие об определенном уровне развития двигательных навыков ребенка, его функциональных особенностях психики и речевого аппарата.
Охват и учет выше перечисленных показателей позволяет специалистам адекватно оценить общую клиническую картину и выявить расстройства и отклонения в центральной нервной системе ребенка.
В период от новорожденности с переходом к младенчеству выделяют три основных этапа развития психомоторной деятельности:
- Первый этап охватывает возрастной период от первых дней жизни до полугода. Характеризуется как таламопаллидарный этап. Ребенку на данном этапе свойственны беспорядочные движения с повышенным тонусом: руки напряжены, кисти сжаты в кулачки; ноги согнуты в коленях, наблюдается шаговый рефлекс; хватательный рефлекс. Все эти непроизвольные движения находятся пол контролем спинного мозга. Ближе к 6 месяцам у ребенка постепенно рефлексы исчезают, на смену которым появляются двигательные функции произвольного характера. Если непроизвольные движения сохраняются более полугода, специалисты диагностируют двигательное расстройство центрального характера.
- Второй этап охватывает возрастной диапазон ребенка от полугода до 11 месяцев. Этот этап называется стриопаллидирный. На данном этапе у ребенка заметно нормализуются активные движения, ребенок держит в руках игрушку, самостоятельно сидит, различает звуки, распознает своих и чужих. Основной признак того, что развитие соответствует возрастным особенностям – лепет. Так, у ребенка начинает формироваться артикуляционный аппарат, а вместе с ним и произношение гласных и некоторых переднеязычных звуков. Ребенок различает речь, начинает понимать смысл слов, характеризующие предметы и эмоции.
- Третий этап охватывает возраст от года до трех лет. На данном этапе происходит развитие корковых и подкорковых структур. Ребенок совершает тонкие движения рук, ползает, затем начинает ходить. Различает интонацию, а к году накапливаются слова, несущие смысловую и эмоционально-положительную нагрузку. У ребенка формируется собственная речь, а благодаря слуховым обратным афферентным связям у ребенка начинается формироваться фонетика родного языка. Если речевой аппарат у ребенка развивается в пределах нормы, то речевое дыхание будет характеризоваться как плавное, размеренное, без проявлений пауз. На данном этапе при правильном развитии вышележащие отделы мозга начинают подчинять нижележащие структуры мозга.
Общепринятые сведения о поэтапном формировании ЦНС и ВПФ ребенка позволяют специалистам своевременно выявить нарушения речевого развития.
Плач ребенка с органическими поражениями ЦНС и мозга качественно отличаются от плача здорового ребенка, и сопровождается следующими признаками:
- слабостью;
- непродолжительностью;
- равномерностью, без интонирования и звонкости;
- без выраженной причины;
- внезапностью.
К симптомам дизартрии можно отнести такие признаки, проявляющиеся в процессе кормления грудью:
- вялое сосание;
- неполный захват соска;
- молоко вытекает из полости рта;
- молоко вытекает из пазух носа;
- захлебывание.
Также дизартрия у детей младшего возраста имеет следующие симптомы:
- Признаки гуленияпроявляются на поздних сроках, вокализация и лепет характеризуются ограниченным репертуаром.
- Сроки всех речевых этаповзапаздывают в сравнении с нормой на 3-4 месяца. Как только речь начинает проявляться, слова произносятся невнятно, смазано, нечленораздельно.
- Словарный запасна фоне детей с развитием в норме весьма обедненный.
- Звукопроизношение и фонетическая часть речинедостаточно дифференцированы. Голос тихий, хриплый, сиплый, интонация ровная, ритм волнообразный. Такие факторы связаны с задержкой и нарушением дыхательной функции, в результате кислородной недостаточности, а также при родовой травме.
- Фразовая речьзадерживается в развитии, наблюдается несформированность лексической части речи.
- Речевой аппаратнередко характеризуется слабостью или твердостью неба, укороченностью уздечки.
При обнаружении родителями у ребенка более чем двух вышеперечисленных признаков необходимо обратиться к специалистам.
Дизартрия во взрослом возрасте
Дизартрия у дошкольников, подростков и взрослых обусловлена сложными нарушениями речи, которые выражаются в звукопроизношении. Нарушения связаны с патологическими процессами нейромоторного аппарата мышц, отвечающих за производства устной речи.
Выделяют следующие основные клинические формы дизартрии взрослого возраста.
Бульбарное расстройство
Бульбарная дизартрия — расстройство артикуляционного аппарата, в результате поражения нейронов в продолговатом мозге. На фоне чего наблюдается снижение тонуса мышц носоглотки, неба, гортани. Речь слабая, гнусавая, смазанная, невнятная, сложная для восприятия. У людей сохраняется понимание слуховой и письменной речи, а также чтение про себя.
Нарушается:
- речевая артикуляция;
- грамматический строй;
- выражение собственной мысли;
- использование словаря в полном объеме.
В силу блокировки нервных импульсов, поступающих по периферическому нерву к мышцам речевого аппарата, у больных наблюдаются следующие нарушения речи:
- парез спинки языка— звук «л» из-за отсутствия напряжения в спинке языка выдает звук «в», например, «ложка» -«вожка» -«ожка»;
- парез мышц на кончике языкаискажает произнесение звука «р», на выходе получается – «рама» — «ама» — «лама».
- парез мышц прикорневой части языканарушается заднеязычное произношение звуков, например, «кукла» -«тутла» или «рога» — «воха».
- парез губных и круговых мышц ртаприводит к нарушению взрывных звуков, например, «бочка» — «почка» или «щетка» — «сетка».
При бульбарной дизартрии наблюдается реализация речи с замещением звуков чуждых русской системе, поскольку объединяются звуки по принципу анатомической доступности.
Псевдобульбарное расстройство
Псевдобульбарная дизартрия проявляется в результате неспецифического обрыва связи двигательного нейрона в коре больших полушарий с двигательным нейроном спинного или продолговатого мозга. Пациент не в состоянии осуществлять произвольные движения, но при этом непроизвольные остаются сохранными.
Так, больной по просьбе специалиста не может высунуть язык (произвольное действие), но в состоянии облизать губы во время еды (непроизвольное движение).
Плач сопровождается голосом, но при попытке что-либо произнести голос отсутствует. При обследовании больного можно заметить, что мышцы языка ослаблены, не способны удержать нужную позу. При просьбе показать язык, больной высовывает и быстро втягивает язык обратно.
Все движения языка характеризуются низкой амплитудой, наблюдается умеренное слюноотделение в процессе осуществления речи, а также при письме. Дыхательные и речевые циклы укорочены, вследствие чего наблюдаются обрывы фраз.
Мозжечковая дизартрия
Мозжечковая дизартрия развивается вследствие поражения ядер и проводящих двигательных путей мозжечка и обусловлена слабостью мышц артикуляционного аппарата и слабым тонусом мягкого неба, наблюдается вялость языка.
Лицо у больных характеризуется как амимичное, грустное, имеются локальные поражения носоглотки и процессов дыхания.
При осмотре ротовой полости больного наблюдаются тонкий и острый язык, прижатый ко дну полости рта, движение языка вялотекущие, подвижность ограничена, амплитуда снижена, неба провисшее, речь характеризуется как:
- медленная;
- скандированная;
- невнятная;
- сегментированная;
- невыразительная;
- гнусавая.
У лиц с поражением мозжечка и его путей наблюдаются следующие комплексные нарушения:
- послабление тонуса мышц;
- затухание речи, паузы или скандирование;
- распад ударных слогов, что обуславливает невнятность речи;
- атаксия при дыхании приводит к тремору в голосе.
Мозжечковое нарушение продуцирует напряженность в речи, нередко речь больного сопровождается такими реакциями, как покраснение лица.
Нарушение на подкорковом уровне
Экстрапирамидная дизартрия (подкорковая) проявляется при очаговых поражениях базальных ядер (чечевичное, бледное и хвостатое ядро, таламус и субталамические структуры мозга).
Поражения приводят к таким как:
- повышается мышечный тонус;
- тоническая активность;
- врожденные оральные автоматизмы.
Нарушения, связанные с экстрапирамидной системой приводят к различным мышечным стереотипам, штампам, так у больных наблюдается тремор и атетозы (замирают в определенной позе). В подавляющем большинстве случаев тонус мышц повышается при незначительной попытке что-то сказать или сдвинуться с места, нередко такой тонус достигает пика – мышечных спазмов.
Нарушение тонической активности приводит к дыхательным расстройствам, а также к расстройствам голосообразования и речевого дыхания, на фоне чего наблюдается насильственное раскрытие рта или выбрасывание языка вперед, при этом больной замирает в такой позе на несколько минут.
При поражениях подкорковых структур наблюдаются внезапные непроизвольные движения в различных группах мышц. У больного могут наблюдаться неконтролируемые проявления смеха или плача, а также стоны и остановка речи.
Корковая форма нарушения
Корковая дизартрия обусловлена поражением вторичных двигательных зон больших полушарий. При такой форму нарушения происходит утрата произвольной речи при сохранности понимания слов и фраз. Могут проявляться такие расстройства — больной по просьбе не может вытянуть губы, надуть щеки, высунуть язык. Хотя больные все эти действия могут выполнять при непроизвольном движении.
Подобная дизартрия характеризуется отсутствием таких проявлений, как непроизвольное слюноотделение, отсутствие голоса, замирание в позе, приступы дыхания.
В зависимости от очага поражения различают еще два типа этой формы нарушения:
- эфферентная корковая дизартрия;
- афферентная корковая дизартрия.
Эфферентная (премоторная) форма нарушения проявляется на фоне поражения передней центральной извилины, которая отвечает за передачу импульса от головного мозга к артикуляционному аппарату. В связи с этим эфферентная корковая дизартрия характеризуется такими проявлениями в речи как:
- высокая частота пауз;
- речь преимущественно послоговая;
- речь скачкообразная;
- интонация меняется от низкого голоса к высокому.
Так в речи больного можно услышать усредненное изменение гласных звуков, например, «о» — «у». Удлинение гласных – «сссзади», «вввпереди» и т.д., а также дополнение звуков «красивый» — «крастивый». Удаление (пропуск) звуков – «простой» — «постой», «умный» — «умый».
Афферентная (постцентральная) корковая дизартрия проявляется в основном при новообразованиях в головном мозге.
Нарушение сопровождается усиленными и устойчивыми поисками правильной артикуляции. Так, речь больного при поиске постоянно прерывается, нарушая плавность речи. Иногда такие поиски замещаются по типу заикания. Общая картина речи:
- смазанная;
- расчлененная;
- невнятная.
В свою очередь в нейрофизиологии по классификации различают 2 подтипа афферентной дизартрии:
- Парез артикуляционных мышц. Наблюдается расстройства движений кончика языка, что нарушает произношение «ж», «ш», «р», при сложных нарушениях – «с», «з», «л». Не запоминается и не удерживается в моторной памяти то или иное положение языка. В таких ситуациях артикуляционные движения выполняются только при наглядном контроле, при его отсутствии, больные пытаются выполнить подобное движение при помощи рук, а именно руками нащупывают язык, направляют, опускают и поднимают его.
- Артикуляционная апраксия. Наблюдается повышенный тонус мышц кончика языка, поэтому нарушается произношение только переднеязычных звуков. Нередко в речи больного можно услышать трудности перехода с одного звука на другой.
Опыт других людей
Дизартрия – это нарушение речи, вызванное проблемами с контролем мышц, необходимых для произношения слов. Люди, столкнувшиеся с этим расстройством, отмечают его разнообразные проявления, включая затруднения с артикуляцией звуков, скоростью и ритмом речи. Современные методы классификации помогают определить тип дизартрии и выбрать наиболее эффективное лечение. Коррекция речи включает в себя комплекс упражнений и техник, направленных на улучшение произношения и понимания речи. Важно помнить, что своевременная диагностика и компетентное лечение способствуют успешной коррекции дизартрии и улучшению качества жизни пациентов.
Постановка диагноза
Обследование на дизартрию осуществляется преимущественно невропатологом, при этом учитывается заключение логопеда и дефектолога.
Перед тем как поставить диагноз, учитываются возрастные и физиологические особенности ребенка. Заключение невропатолога строится с учетом анамнеза матери, картины протекания беременности и наличии пораженных участков отдела мозга.
Исследуются особенности нарушения артикуляционного аппарата, состояния речевых и мимических мышц, характер протекания дыхания и его объем. Для постановки точного диагноза проводится аппаратная диагностика, а именно МРТ головного мозга, электроэнцефалография и электромиография.
Логопед строит заключение на основе ритма, темпа речи ребенка. Оценивает четкость произношения звуков, а также синхронность голосообразования.
Дефектолог оценивает лексический строй речи ребенка и фонематическое восприятие.
Основные рекомендации специалистов – своевременное обращение за помощью при обнаружении признаков нарушения произношения и в работе речевого аппарата.
Основные методы коррекции речевого развития
Профилактическая и лечебная терапия начинается после глубокой диагностики. Своевременное осуществление диагностики и лечения устранит неблагоприятное развитие психомоторики ребенка.
Коррекционная программа для детей с дизартрией составляется на основе результатов, полученных посредством комплексного обследования.
Логопедический массаж: основы и советы
Основным коррекционным методом при дизартрии является логопедический массаж, целью которого является нормализация мышечного тонуса периферического артикуляционного аппарата.
Для детей с нормальным психофизическим развитием, а также без патологических проявлений, связанных с опорно-двигательным аппаратом, но у которых диагностирована дизартрия, проводятся методика самомассажа.
Для осуществления самомассажа используется специальная логопедическая щетка, которая надевается на указательный палец ребенка. При помощи такого массажера ребенку предлагается сделать несколько упражнений:
- поглаживание щек, языка, неба и десен во всех направлениях;
- совершить круговые движения щеточкой в полости рта.
- удерживать щеточку на уровне губ на расстоянии 2-3 см и попросить ребенка дотянуться до щеточки языком;
- попробовать со щеткой во рту произнести слова «вата», «ваза», «вода».
Самомассаж активируют двигательную и мышечную чувствительность артикуляционного аппарата. Мышцы речевого аппарата на протяжении вышеперечисленных упражнений находятся в тонусе, что стабилизирует основную функцию речевого аппарата – артикуляцию.
Как делается логопедический массаж при дизартрии — мастер-класс с видео:
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика назначается детям, у которых наряду с дизартрией наблюдаются нарушения мелкой и крупной моторики.
Коррекция осуществляется с помощью специалиста и включает в себя следующие упражнения:
- Пассивный массаж рук– поглаживание рук с внешней и внутренней стороны, сжимание –разжимание кулачков с сопротивлением, быстрые движение от кончика до основания пальчика.
- Активный массаж рук– похлопывание кистью по руке специалиста, круговые движения кисти с отведение кисти то вправо, то влево, поочередное сгибание и разгибание пальцев.
- Массаж языка. Для расслабления мышц языка специалист просит ребенка высунуть язык, обычно язык у детей с дизартрией отличается высокой напряженностью, большую схожесть имеет с комком. Специалист специальным шпателем начинает похлопывать по язычку, под влиянием чего язык на некоторое время расслабляется, смягчается. Такое упражнение повторяется 3-4 раза, показа язык не примет распластанное положение.После нескольких занятий данное упражнение проводится на выдержку и фиксацию расслабления языка, губ, щек.
Постановка звука «С» и «Р» при дизартрии
Развитие артикуляционной моторики
Данная техника направлена на активизацию мышц речевого аппарата в целом:
- пассивные движения языком – вытягивание языка вперед, назад, верх, вниз;
- круговые движения языком по губам по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- вытягивание губ в трубочку, растягивание губ в улыбку;
- укладывать губы под звуки «а», «ы», «э», «у»;
- жевательные движения, открыть и закрыть рот, проглатывание слюны;
- одновременное и поочередное надувание щек.
Вибрационная гимнастика
Данная техника ориентированная на активизацию голосовых связок. Для этого ребенка просят поднести одну руку к гортани логопеда, другую к своей гортани. Специалист протяжно произносит звук «м» и просит ребенка почувствовать, как гортань специалиста начинает вибрировать, затем просит ребенка повторить звук и зафиксировать вибрации своей гортани.
Далее осуществляется серия упражнений на короткие звучания, на интонирования посредством гласных звуков, на повышение и снижение звучания. Благодаря данной технике, у ребенка восстанавливается речевое дыхание, а также активируется модуляция голоса, сила звучания.
Постановка правильного дыхания
Техники развития дыхания проводятся с целью расширить возможности дыхательного аппарата. Работа по развитию речевого дыхания обусловлена следующими упражнениями:
- Формирование длительного вдоха и выдоха через рот. Дыхательные упражнения осуществляются специалистом, указывая на то, что для осуществления данного упражнения необходимо зайдествовать диафрагмально-реберное дыхание. Затем специалист помогает ребенку повторить упражнение.
- Расширение физиологических возможностей ребенка для речевого выдоха. Данная техника начинается со снятия напряжения в плечевом поясе, затем постановки пресса в брюшной полости и только потом организуется серия плавной речи. Выбирается короткое предложение, и предлагается ребенку повторить его в процессе одного непрерывного выдоха.
Расширение диафрагмального дыхания
Данная техника проводится в положении лежа. На первом этапе ребенку необходимо расслабить все мышцы. Затем подключают игровые приемы:
- Упражнение «Вдох-выдох». Задается любая игровая деятельность, в процессе которой следует сделать глубокий вдох и длительный выдох.
- Упражнение «Повтори мелодию». Данная техника также должна проводиться в игровой форме. Для этого необходимо при помощи гласных развить сначала мелодические характеристики голоса ребенка. Далее научить интонировать, затем сформировать голосоведение. Например, на выдохе протяжно произнести звук «а», специалисту необходимо следить, чтобы звук произносился непрерывно во время выдоха, а также чтобы не сопровождался дополнительными выдохами.
- Голосоведениеможно сформировать при помощи изменения высоты голоса. Например, при помощи звуков — «о», «а», «у», «и» передать эмоции, такие как удивление, радость, сожаление и т.д.
Для профилактики развития дизартрии у ребенка, необходимо проходить осмотры у невропатолога с первых дней жизни ребенка.
Осмотр специалиста очень важен даже в тех случаях, если у ребенка не имеются нарушения и поражения мозга. Для развития дизартрии достаточно, если беременность протекла тяжело или наблюдался частый и устойчивый токсикоз.
Своевременное обращение к специалистам, поможет нивелировать или вовсе устранить признаки нарушения в речи.
Частые вопросы
Можно ли полностью вылечить дизартрию?
Дизартрию можно полностью вылечить, но для этого терапию нужно начинать при первых же признаках заболевания. Даже самые сложные формы патологии поддаются коррекции.
Какие препараты назначают при дизартрии?
Медикаменты при дизартрии назначаются для улучшения питания тканей нервной системы. Обычно это препараты, повышающие кровоснабжение мозга (пирацетам, ноотропил, фенибут), а также витамины группы В (магне В6). При гипертонусе могут быть назначены успокоительные средства (персен, тенотен).
Как улучшить речь при дизартрии?
При подозрении на дизартрию у детей и взрослых показано проведение логопедического обследования письменной и устной речи, а также неврологической диагностики. Методы коррекции включают медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, гимнастику для улучшения артикуляции.
Что такое дизартрия и как её лечить?
Дизартрия – это патологическое состояние, при котором человек не может нормально выговаривать звуки, в результате чего речь становится невнятной. Подобная проблема, чаще всего, возникает у детей на фоне родовых травм или врожденных патологий, реже у взрослых из-за тяжелого поражения центральной нервной системы.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту для получения точного диагноза и разработки индивидуального плана лечения дизартрии.
СОВЕТ №2
Постоянно занимайтесь упражнениями для коррекции речи, рекомендованными логопедом, чтобы улучшить артикуляцию и произношение звуков.
СОВЕТ №3
Используйте техники альтернативной коммуникации, такие как жесты, картинки или специальные устройства, чтобы облегчить общение в повседневной жизни.