Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
Аутизм у детей – это расстройство психического развития, наследственное нарушение мозговых функций. Расстройство возникает на нейробиологической основе. Результат – отсутствие понимания увиденного, услышанного, пережитого. Психическое развитие нарушается, проявляется дефицитом в области общения, социального взаимодействия, воображения (т.н. базовая диагностическая триада проблемных областей развития при расстройствах аутистического спектра).
Детский аутизм сопровождают определенные симптомы и поведенческие модели.
Теории и современные познания об аутистах
Время, когда детей-аутистов и их родителей обвиняли в тяжелом расстройстве психики, – это мрачный период в истории психологии и психиатрии. Сегодня причины возникновения и симптомы аутизма у детей рассматриваются с другой точки зрения.
В 1980-1990-х годах существовали 2 мощные теории, пытающиеся объяснить причины возникновения аутизма у детей.
Согласно первой теории детский аутизм – результат расстройства мозга.
Вторая теория, объясняющая причины аутизма, основана на эмоциональном факторе происхождения нарушения. Согласно ей, основное проявление – неспособность общаться с другими людьми.
На рубеже веков внимание ученых сосредоточилось на нейробиологической модели. Эта теория гласит, что ранний детский аутизм (РДА) обусловлен нарушением развития мозга у плода после закрытия нервной трубки.
Ни одна теория не была доказана, причины аутизма достоверно неизвестны и сейчас.
Почему рождаются дети аутисты:
Мнение врача:
Аутизм – это расстройство развития, которое проявляется в раннем детстве. Первые признаки аутизма могут быть замечены уже у детей до года: отсутствие контакта глазами, необычные движения, отставание в развитии. В возрасте 2-3 лет родители могут обратить внимание на отсутствие желания общаться, повторяющееся поведение, странные реакции на звуки. У детей старше трех лет симптомы аутизма могут проявляться в слабой способности к общению, трудностях в общении со сверстниками, повышенной чувствительности к звукам или касаниям. Важно обратиться к специалистам при подозрениях на аутизм, так как раннее выявление и поддержка способствуют более эффективному лечению и адаптации ребенка.
Как распознать аутизм у ребенка, как проявляется у подростка
Большинство родителей замечают особенности развития малыша на 1-2-м году жизни. Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка следует обращать внимание на позднее развитием речи. Он в течение первого года жизни не выдает звуков, а в 16 месяцев не использует отдельные слова.
Новорожденные
Основные признаки аутизма у детей до 1 года – избегание зрительного контакта, отсутствие интереса к человеческим голосам, лицам, реакции на обращение по имени.
Дети 2-3 лет
К признакам аутизма у детей 2 лет относятся постепенно появляющиеся стереотипные закономерности в поведении. Частые короткие трясущиеся или круговые движения рук, пальцев, особенно в моменты радости, разочаровании.
У детей 3 лет наблюдается отсутствие интереса к игрушкам, способности играть, интереса к окружающим.
Старший возраст
Для детей-аутистов старшего возраста характерно ненормальное поведение, кажущееся странным для окружающих.
Они думают, играют, говорят иначе. Это проявляется стереотипностью в игре, еде, общении. Присутствует дефицит творчества, воображения. Нет интереса к окружающим, активному сотрудничеству. Прерывание моментальной деятельности сопровождается взрывной, аффективной реакцией (пинками, укусами).
Отрешенность – еще один признак аутизма у детей (фото, присутствующие в онлайн-изданиях, посвященных теме расстройства, подтверждают это; типичное проявление – «сквозной» взгляд).
И пусть весь мир подождет:
Подростки
Картина, демонстрирующая, как проявляется аутизм у подростков в пубертатный период, исходит из буквального понимания вещей, дефицита смысла общения. Они не заинтересованы в окружающих людях. Причина – отсутствие способности читать по выражениям лица, жестам, речи тела. Встречается проявление преувеличенного интереса к конкретному человеку, теме.
В дискуссии их речь может иметь эгоистичный характер с недостатком мысли, чувств, идей. Одни любят обниматься, другим физический контакт неприятен.
Как распознать детей-аутистов родителям
Расстройство аутичного спектра характерно рядом общих черт.
Отсутствуют следующие реакции:
- ответ на свое имя;
- ответ или реакция на стимулы;
- указание пальцем на интересные предметы;
- махание на прощание;
- подключение к детским играм (напр., в ладошки);
- подражание;
- замечание отдаленных предметов;
- поддержка зрительного контакта.
Присутствуют следующие черты:
- выражение себя криком, аффектом;
- задержка развития речи;
- впечатление глухоты.
Следующие признаки – причина для проведения обследования и тестирования:
- до 12 месяцев не «агукает»;
- до 12 месяцев не жестикулирует;
- до 16 месяцев не использует слова;
- до 24 месяцев не использует предложения;
- в любом возрасте теряет речевые или социальные навыки.
Один день из жизни:
Опыт других людей
Признаки аутизма у детей могут проявиться уже в раннем возрасте. Родители обращают внимание на отсутствие контакта с глазами, необычные движения, повторяющееся поведение. У детей до года могут быть проблемы с реакцией на звуки, отсутствие улыбки. В возрасте 2-3 лет заметно отставание в развитии речи, социальных навыков. Старшие дети могут проявлять повышенную чувствительность к звукам, свету, капризы. Важно обращать внимание на такие признаки и обсудить их с педиатром для своевременной диагностики и помощи ребенку.
Расстройства аутического спектра
В соответствии с симптомами РАС делят на несколько типов:
- Детский. Проблемы с пониманием услышанного, увиденного, испытанного. Трудности в общении, воображении. Речь идет о врожденном нарушении мозговых функций, ассоциирующихся с расстройством психического развития.
- Атипичный. Признаки могут частично соответствовать критериям детского аутизма, сочетаться с проявлениями других форм РАС.
- Синдром Аспергера. Характеризуется проблемами в общении, воображении, социальном поведении. Интеллект бывает выше среднего. Речь полностью развита, пассивный словарный запас богат.
- Другое дезинтегративное расстройство (синдром Геллера). Расстройство типично нормальным развитием, длящимся около 2 лет. Затем происходит постепенная потеря обретенных навыков, способностей.
- Другое первазивное расстройство. Нарушены все области, но нарушение не соответствует другим диагнозам.
- Синдром Ретта. Встречается у девочек. Сопровождается тяжелыми психическими отклонениями.
Континуум расстройств аутистического спектра
Как ставится диагноз
Диагностический процесс основан на психологических, психиатрических обследованиях, выявлении симптомов аутизма у детей. Диагноз устанавливается на основе поведенческих проявлений, независимо от возможной причины.
На следующей стадии диагностики определяется наличие связи психических признаков у ребенка-аутиста с соматическим заболеванием, генетической аномалией.
Оценивается уровень не специфического поражения ЦНС.
Современная диагностика РАС носит междисциплинарный характер. Комплексное обследование позволяет оценить расстройство с разных точек зрения.
Проблемы в жизни: общество, социализация, обучение, образование
Дети с РАС часто неспособны соответствующим образом налаживать контакты с одноклассниками, присоединиться к совместной игре. Проблемы вызывают также трудности в установлении зрительного контакта (они избегают его, не используют с целью коммуникации; некоторые, пытаясь «сделать все правильно», используют неестественно интенсивный зрительный контакт).
При пассивной форме РАС отсутствуют попытки установить дружеские отношения в классе (часто после предыдущего негативного опыта). Противоположность – чрезмерная активность. Вместо приветствия ребенок может забрать игрушку, ударить. Он просто не знает, как нужно делать.
Дети с PAS играют роль «классных клоунов», выполняют задания одноклассников. Хороший способ показать модель поведения детям-аутистам – видео, представляющее общение, игры других сверстников.
Дружба есть:
Душа ребенка с аутизмом:
А вы согласитесь:
Создание семьи, отношения, работа
Многие аутисты испытывают трудности в области исполнительных функций, не могут организовать деятельность, не имеют представления о времени, беспокоятся при изменениях. Помогает обучение организации вещей, определенного порядка.
Действенный метод коррекции аутизма у детей – визуализация. Типичная проблема РАС – нарушение кратковременной памяти, речевого понимания. Визуализированная информация помогает понять предъявляемые требования, сориентироваться в хаотической среде. Визуализация применима в распространенных социальных ситуациях, на работе, в области самообслуживания.
Для детей-аутистов картинки визуализации (самые популярные — карточки Пекс) – это стандартный терапевтический подход. Кроме облегчения симптомов у ребенка-аутиста, изображения конкретных предметов, действий способствуют большему спокойствию в повседневной жизни. Этот метод иногда используется на протяжении всей жизни человека.
Карточки Пекс можно сделать своими руками:
Аутизм у детей излечим:
Как общаться с ребенком аутистом – рекомендации родителям
Примите такого ребенка в семье как факт. Это врожденное расстройство, принятие которого поможет найти способ понять мир маленького человека, приблизится к нему.
Есть 4 вещи, способные помочь:
- тишина;
- покой;
- последовательность;
- комфорт.
Они часто более эффективны, чем рекомендуемая (и дорогая) терапия. Ребенок может проявлять стереотипное поведение, качаться, сжимать любимую игрушку, повторять слова – это способ создать порядок в хаотическом мире. Если такие действия не причиняют физического вреда, не обращайте внимания, не задавайте вопросов.
Истории реальных людей
Следующие истории призваны помочь понять мир аутиста.
У меня всегда были другие интересы, чем у моих сверстников, я сторонился коллектива. Мне не нравилась популярная музыка; она оказывала на меня негативное эмоциональное влияние. Я хочу держать эмоции при себе, ненавижу, когда что-то прерывает мою деятельность. Дети всегда стремятся найти объект издевательств, меня провоцировали. Я часто не сдерживался. Сегодня я знаю, что безопаснее контролировать свои чувства.
Марк, 14 лет
Я воспринимаю людей по тону голоса, но ничего не могу прочитать с их лиц (и не пытаюсь), не смотрю им в глаза. Но в будущем хочу иметь жену, детей. Я могу многое сделать, но мне нужно точно знать, что и когда. Я не могу организовать все сам, мне требуется наставление. Но проблема в том, что я не могу налаживать контакты….
Петр, 15 лет
А как живут и чувствуют себя сами люди с РАС? Чем их жизнь отличается от жизни здоровых людей?
Для меня проблематичны некоторые социальные ситуации. Я даже посещала курсы, обучающие, как вести себя с людьми, понять их. Я борюсь между нормой и ненормальностью, поэтому решила, что не буду меняться. Я такая, какая есть. Я никогда не лгу. И я счастлива.
Анна, 16 лет
Я планирую, распределяю повседневную деятельность потому, что иначе оказалась бы в водовороте хаоса. Когда в ВУЗе говорят (я учусь на педагогическом факультете), что надо закончить работу к концу месяца, я нахожусь в замешательстве. Я не знаю, нужно делать все сегодня, завтра, в конце месяца. Время – это очень абстрактное понятие для меня, оно создает путаницу.
Елена, 18 лет
Мифы и факты
Многим людям с РАС осложняют жизнь предрассудки, мифы, касающиеся расстройства.
Люди с аутизмом не интересуются дружбой
Большинство людей с РАС хотят дружить, но не знают, как построить дружеские отношения, поддержать их.
Аутисты не поддаются воспитанию
Несмотря на большие сложности в воспитании, благодаря знанию особенностей РАС, можно добиться значительного прогресса.
Все люди с РАС сторонятся зрительного контакта
Многие аутисты говорят, что использованию зрительного контакта можно научиться. Но для них это неестественно.
Родители вызывают расстройство грубым поведением
Речь идет о расстройстве с генетической причиной. Вины родителей в его развитии нет.
Сегодня количество людей с разными формами РАС составляет около 1%, что намного больше, чем в конце 1990-х лет прошлого века. 25% выявления случаев расстройства – это достижение современной диагностики. Важно также повышение осведомленности родителей, специалистов (в т.ч. из-за расширения Интернета). Но в общем случае такое увеличение заболеваемости не имеет объяснения.
Частые вопросы
Как ведут себя дети аутисты в 2 года?
Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения. Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей. Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года.
Когда появляются первые признаки аутизма у детей?
В типичных формах симптомы аутизма появляются до 3-х летнего возраста. Однако родители обычно отмечают первые признаки уже в младенческом возрасте. Их беспокоит, что ребенок слишком молчалив, спокоен, не вздрагивает от шума, не фокусирует взгляд на входящих людях, а если его берут на руки – настороженно замирает.
Как определить аутизм у ребенка до года?
Признаки раннего аутизма у детей до 1 года: К 9 месяцам малыш не пытается лепетать, не ищет визуальный контакт, может показаться, что он смотрит не в глаза, а через Вас. Не реагирует на свое имя, в то время как в других ситуациях не показывает проблем со слухом.
Как проявляется ранний детский аутизм?
Для детей с РДА характерны особые задержки и нарушения развития речи и прежде всего ее коммуникативной функции. Речь не направлена к собеседнику, отсутствует экспрессия, жестикуляция. Постоянны эхолалии, неправильное использование личных местоимений. Фразы носят характер штампованности.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Внимательно наблюдайте за поведением ребенка: раннее выявление аутизма позволяет начать раннюю интервенцию, что повышает шансы на успешное развитие.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на коммуникативные навыки ребенка: отсутствие жестов, мимики, отклика на свое имя или на обращение к нему может быть признаком аутизма.
СОВЕТ №3
Обсудите свои опасения с педиатром: врач сможет провести первичную оценку и, при необходимости, направить на консультацию к специалисту для дальнейшего наблюдения.