лого

Пн-Сб с 9:00 до 21:00, Вс с 9:00 до 19:00.

Как вылечить заикание у детей: причины, коррекция речи у ребенка

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.

imageЗаикание – это тяжелое психоречевое расстройство с характерными видимыми признаками. Нарушение может обнаружиться в детском возрасте или же проявиться уже во взрослой жизни.

Развитие заболевания в детском возрасте врачи связывают с отклонениями нервной деятельности, в группе риска дети с неврологическими расстройствами и заболеваниями головного мозга.

Заикание проявляется нарушением плавности и ритма речи, что связано с возникновением судорог в нескольких отделах речевого аппарата:

  • голосовые связки;
  • артикуляционный;
  • дыхательный.

Разновидности нарушения

В зависимости от причин развития и течения заболевания в медицине принято подразделять заикание на такие виды, как:

  • невротическое или логоневроз;
  • неврозоподобное (органическое).

В свою очередь невротическое заикание бывает:

  • тоническим– непроизвольные паузы в речи, растянутое произношение слов;
  • клоническим– многократное повторение отдельных слов либо слогов;
  • смешанным– в устной речи присутствуют симптомы тонического и клонического невроза.

image

Особенности логоневроза

Характерной чертой логоневроза является четкая взаимосвязь между нарушениями ритма устной речи и выраженной психоэмоциональной нагрузкой на ребенка, значимостью для него речевой ситуации.

При невротическом заикании у ребенка в спокойной для него обстановке заболевание практически не проявляется, однако, при стрессовых ситуациях, как только малыш начинает волноваться, то запинки в устной речи усиливаются.

Зачастую невротическое заикание приводит к развитию у детей логофибии – боязни говорить.

Логоневроз у детей, как правило, проявляется в раннем возрасте от 2 до 5 лет, именно в этот период происходит процесс активного
image
формирования речевого аппарата ребенка.

Риск развития заболевания в более взрослом возрасте уменьшается, так согласно данным статистики количество случаев проявления заболевания среди детей возрастной группы от 5 до 6 лет составляет 2%, от 6 до 14 лет – 1%.

Неврологическое заикание сопровождается лицевыми тиками, лицевым мышечным напряжением, частым морганием, дрожанием губ и челюсти.

Особенности неврозоподобного расстройства

Неврозоподобное заикание является следствием остаточных органических изменений в работе головного мозга, вызванных патологическими состояниями в период вынашивания беременности, родов или же в раннем возрасте ребенка.

В отличие от логоневроза причины развития органического заикания скрыты в не психоэмоциональном состоянии ребенка, а в физиологии.

Характерные признаки неврозоподобного расстройства речевого аппарата:

  • повышенная речевая активность, сопровождаемая обильной моторикой;
  • косноязычие;
  • отсутствие логофобии.

Мнение врача:

Заикание у детей может иметь различные причины, включая наследственность, стресс, недоразвитие речевых навыков или психологические факторы. Для успешной коррекции речи у ребенка важно обратиться к специалистам – логопеду, детскому психологу или неврологу. Они помогут определить причину заикания и разработать индивидуальную программу лечения. Регулярные занятия с профессионалами, а также поддержка и понимание со стороны родителей играют ключевую роль в преодолении этой проблемы. Важно помнить, что каждый случай заикания уникален, и требует индивидуального подхода для достижения положительных результатов.

Заикание (English subs)Заикание (English subs)

Этиология и патогенез нарушения

Единого мнения об этиологии заикания не существует и по сегодняшний день, но, несмотря на различие взглядов на причины развития заикания у детей, ученые мужи едины в одном – существует ряд определяющих факторов:

  • возрастная категория ребенка;
    image
  • половой диморфизм;
  • особенности речевого онтогенеза;
  • генетический фактор;
  • состояние центральной нервной системы;
  • наличие в анамнезе психической травматизации.

Наибольшее количество случаев заболевания приходится на детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в это период происходит активное развитие речевой системы. При этом у мальчиков уровень заболеваемости в сравнении с девочками выше в 4 раза.

Патогенез заикания связан с нарушениями координации голосоведения, артикуляции и дыхательного процесса.

Причины нарушения

Причинами развития нарушений речи могут служить разные факторы:

  • психологические,
  • физиологические,
  • социальные.

Психологические причины заикания:
image

  • психоэмоциональное потрясение;
  • невротические реакции;
  • сильный испуг;
  • чувство обиды, ревность, желание привлечь внимание;
  • детские страхи.

К физиологическим факторам относят:

  • наследственную предрасположенность;
  • травму головного мозга;
  • поражение нервной системы в результате родовой травмы;
  • нарушения нервной центральной системы в результате перенесенных инфекционных болезней, рахита;
  • заболевания органов речевого аппарата – носоглотки, гортани.

Спровоцировать заикание могут и социальные факторы, например, такие как перевод из одного детского садика в другой, смена места жительства, изучение иностранных языков в слишком раннем возрасте (перегрузка ребенка речевым материалом), чрезмерная строгость родителей.

Дефекты в устной речи у ребенка могут быть вызваны в результате подражания члену семьи страдающим заиканием.

Опыт других людей

Как вылечить заикание у детей – это важный вопрос, который волнует многих родителей. Причины данного явления могут быть разнообразными, начиная от стресса и нервного напряжения до наследственности. Однако, вовремя приступив к коррекции речи у ребенка, можно добиться заметных результатов. Специалисты рекомендуют обращаться к логопеду, который поможет разработать индивидуальную программу для ребенка. Важно помнить, что поддержка и понимание со стороны близких играют ключевую роль в процессе преодоления заикания. Вместе с учебными занятиями и терпением можно помочь малышу преодолеть это временное затруднение и вернуть радость общения.

Фазы развития

Принято выделять четыре фазы развития заикания в детском возрасте:

  • I-фаза: для первой фазы характерны небольшие запинки в размеренной плавной речи, незначительное заикание, как правило, в первых словах предложений. Ребенок никак не реагирует на трудности в произношение, боязнь общения отсутствует;
  • II-фаза: количество периодов запинания в плавной речи увеличивается, приобретает хронический характер. Заикание проявляется при быстрой речи, в многосложных словах. Ребенок осознают нарушения в устной речи, но не относит себя к заикающимся людям;
  • III-фаза: на данной фазе происходит закрепление судорожного синдрома, заикание происходит при произношении определенных звуков либо слов. Логофобия отсутствует, однако, ребенок пытается заменить «проблемные» звуки и слова другими;
  • IV- фаза: ребенок остро реагирует на реакцию окружающих на его патологию речи, развивается боязнь говорить, ребенок старается избегать речевых ситуаций.

Клиническая картина

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:

  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

Диагностика и терапия нарушения

При диагностировании лечащий врач изучает историю болезни, учитывает психопатологическую симптоматику. Диагноз устанавливается на основании консультаций логопеда, психолога, невролога, после прохождения нейропсихологического тестирования.

Целью коррекции заикания является послабление либо полное устранение судорог речевого аппарата, сопутствующих патологий, укрепление нервной системы, воздействие на психоэмоциональное состояние заикающегося, коррекция поведения ребенка в социуме.

Коррекция – это сложная совместная работа маленького пациента и профильного специалиста.

Методов лечения детского заикания существует несколько, каждая авторская методика основывается на представлении автора о причинах развития нарушений речи.

К самым известным программам коррекции заикания у детей относятся:

  • методика Власова и Рау,
  • методика Мироновой,
  • методика Селиверстова.

Методы коррекции нарушения речи основываются на поэтапном усложнении речевых упражнений. Коррекционную программу можно условно разделить на три основных этапа:

  1. Задача первого этапа– создание доброжелательной обстановки, демонстрация образцов правильной устной речи, приобретение ребенком навыков простой ситуативной речи, расширение словарного запаса, знакомство с определенными предметами, их описание широко используется декламация, произношение заученных фраз.
  2. Тренировочный этаппредусматривает обучение детей разными формами речи – ритмической, сопряжено-отраженной, шепотной. Широко используется форма общения «вопрос-ответ», игры, формы ручного труда — рисование, лепка, конструирование.
  3. На заключительном этапеметодики корректировки речевых дефектов предусматривают закрепление полученных навыков, моделирование поведения при различных речевых ситуациях.

При выборе методики коррекции родителям и специалистам следует учитывать личностные качества ребенка.

Что можно сделать в домашних условиях?

Для лечения заикания в домашних условиях применяют:

  • самостоятельное логопедическое лечение;
  • дыхательные упражнения для голосовых связок и диафрагмы;
  • точечный массаж;
  • использование специальных компьютерных программ.

Подводя итоги

Непринятие мер по избавлению от заболевания у ребенка с раннего возраста чревато развитием осложнений, к подростковому возрасту нарушение может полностью подчинить себе жизнедеятельность, затормозить развитие личности в социальной среде, способствовать развитию комплексов, и, в конечном счете привести к передаче заикания следующему поколению в семье.

Основной мерой профилактики развития заболевания является избегание стрессовых ситуаций, психических травм. Важная роль в профилактики заикания у детей ложится на их родителей, к профилактическим мерам можно отнести:

  • доброжелательную обстановку в семье;
  • внимательное, ласковое отношение к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • избегание чрезмерных нагрузок.

При общении с ребенком нужно говорить размеренно, неторопливо. Уделять время для занятий с малышом, используя игровую форму общения, развивать мелкую моторику рук.

Если все же избежать заболевания не удалось и ребенку поставлен диагноз заикание, родителям не стоит впадать в панику. Важно своевременно обратиться к специалистам, строго соблюдать рекомендации врачей, оказать ребенку всестороннюю помощь в преодолении болезни.

Частые вопросы

Что делает логопед при заикании?

Основными приемами логопедической работы при заикании являются дыхательно-голосовая гимнастика, релаксация напряженных артикуляционных мышц, речевые упражнения по ритмизации речи, нормализации ее темпа, выработке выразительной речевой интонации, логоритмические занятия.

Как сделать так чтобы ребенок перестал заикаться?

Сделать паузу Когда родители замечают, что их ребенок заикается, зачастую они делают вывод, что с ребенком надо говорить больше, чтобы он практиковался, а также подсказывать ему, поправлять его. … Говорить плавно. … Обратится к неврологу или логопеду.

Почему ребенок стал резко заикаться?

Главной причиной детского заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.

Можно ли вылечить ребенка от заикания?

На самом деле заикание успешно лечится. Это доказывают и врачи клиник МЕДСИ, применяющие как традиционные, так и инновационные методики терапии. Вам нужно лишь как можно раньше обратиться к специалистам, которые подберут подходящий способ коррекции речевого недостатка.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту – логопеду или неврологу, чтобы получить профессиональную консультацию и рекомендации по коррекции заикания у вашего ребенка.

СОВЕТ №2

Поддерживайте позитивное эмоциональное состояние ребенка и поощряйте его усилия в преодолении заикания. Помогайте ему чувствовать себя увереннее в общении.

СОВЕТ №3

Практикуйте специальные упражнения для развития речи с ребенком дома. Это могут быть игры, чтение вслух, повторение звуков и слов.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

 

2024 © ООО "УРБАН-СТОМ" Сеть инновационных стоматологических клиник. «Urbanstom»Все права защищены

Адрес: 141406, Россия Московская область, г. Химки. / E-mail: ★ [email protected]

Мы работаем Без выходных: Пн-Сб с 9:00 до 21:00, Вс c 9:00 до 19:00