Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
От тяжелых болезней никто не застрахован. И если в семье случилась беда – родился ребенок с детским церебральным параличом, каждый родитель хочет знать все о заболевании и о том, как он развивается.
Рассмотрим некоторые особенности развития детей с диагнозом ДЦП.
Коротко о болезни
Детский церебральный паралич – это группа хронических синдромов не склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными нарушениями.
По отношению к заболеваниям головного мозга являются вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии умственной деятельности в той или иной степени.
Болезнь возникает по причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000 новорожденных.
Мнение врача:
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) имеют свои особенности в психическом и физиологическом развитии, которые требуют особого внимания и подхода. Врачи отмечают, что у таких детей часто наблюдается задержка в психомоторном развитии, что может повлиять на их способности к обучению и социальной адаптации. Физиологические особенности таких детей могут проявляться в нарушениях мышечного тонуса, координации движений и других аспектах, что требует комплексного медицинского и реабилитационного вмешательства. Важно помнить, что с поддержкой специалистов и родителей дети с ДЦП могут достичь определенных успехов и улучшить свое качество жизни.
Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка
Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.
Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.
Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.
Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.
Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.
Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.
Характер поведения детей
При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:
- ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
- детям с ДЦП присуща эгоцентричность;
- они не могут целенаправленно работать в коллективе;
- они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
- в поведении присущи элементы инфантильности;
- даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
- они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
- поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
- дети, как правило, быстро утомляются;
- они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
- дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
- нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной тревожности.
Опыт других людей
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) вызывают особый интерес у многих. Родители отмечают, что такие дети обладают удивительной силой духа и желанием преодолевать трудности. Они часто выражают радость и эмоции ярче, чем другие дети. Важно помнить, что каждый ребенок с ДЦП уникален и имеет свои особенности. Многие отмечают, что такие дети могут быть очень творческими и обладать необычными способностями. Важно поддерживать их и помогать им раскрыть свой потенциал. Вместе мы можем создать для них благоприятную среду для развития и самовыражения.
Особенности физического развития
Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.
Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.
Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.
Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.
Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.
Особенности двигательного развития детей с ДЦП:
- необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
- нужно развивать мелкую моторику рук;
- необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
- важно также стимулировать общение с окружающими;
- при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:
Речевое развитие
У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются речевые отклонения. Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены
структуры головного мозга.
Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса ребенка.
Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют:
- выработать необходимые познания об окружающем мире;
- пополнить словарный запас;
- наладить общение с окружающими.
Такие дети очень любят играть, им это крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с родителями, а не в одиночестве.
Родителям на заметку
В воспитании ребенка излишня жалостливость и чрезмерная впечатлительность.
Родителям необходимо:
- не зацикливаться на том, что ребенок неполноценный;
- как можно чаще надо хвалить ребенка, побуждать его к активным действиям и поощрять их;
- обязательно надо способствовать формированию правильной самооценки;
- по мере необходимости надо обращаться к специалистам.
Итак, развитие ребенка с ДЦП имеет свои отличительные особенности. В первую очередь, родителям не надо впадать в панику и всячески подчеркивать физический недостаток.
Наоборот, нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе, уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.
Частые вопросы
Что характерно для детей с ДЦП?
Детский церебральный паралич – широкое понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, прогрессирующих на фоне повреждения мозговых структур в перинатальном периоде. Для патологии характерны нарушения интеллекта, расстройства психики, нарушения походки и координации движений.
Что умеют дети с ДЦП?
Основным признаком ДЦП является нарушение двигательной активности. Ребенок начинает позже держать голову, ползать, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить. Младенческие рефлексы у таких детей, наоборот, сохраняются дольше.
Какие изменения характерны для ортопедической патологии при ДЦП?
К симптомам можно отнести: Изменения мышечного тонуса от полного расслабления до сильного напряжения. Сильное напряжение мышц + повышенные рефлексы (спастика) – часто в виде изгиба тела ребенка в одну сторону, асимметричное положение конечностей. Нарушение координации движений (атаксия).
Какие системы страдают при ДЦП?
косоглазие,снижение остроты зрения,тугоухость различной степени,недержание мочи,патологии органов пищеварения,нарушение дыхательной функции,ожирение,снижение функции щитовидной железы.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Помните, что каждый ребенок с ДЦП уникален, поэтому важно индивидуально подходить к его обучению и развитию.
СОВЕТ №2
Обратитесь к специалистам (неврологу, логопеду, психологу), чтобы разработать индивидуальную программу поддержки и развития для вашего ребенка.
СОВЕТ №3
Создайте дома комфортные условия для ребенка с ДЦП, обеспечьте ему доступ к специальным игрушкам, книгам и обучающим материалам.