Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу
.
Дислалия – это нарушение произношения у детей при наличии хорошего слуха и достаточного запаса слов.
Расстройство бывает механическим и функциональным (фонематическим).
Первый тип – следствие наличия дефектов зубочелюстной системы. Нарушенный прикус, заячья губа, слишком короткая уздечка губы верхней или нижней, дефекты неба — мягкого или твердого; нарушения строения языка могут стать причиной развития дислалиии у детей.
Иногда для исправления ситуации необходима хирургическая операция, например, при короткой подъязычной уздечке. И чем раньше она будет выполнена, тем меньше усилий понадобится для исправления речевых нарушений.
Во многих случаях устранить механическую дислалию удается быстрее, чем фонематическую. При помощи хирургической коррекции убираются анатомические дефекты строения речевого аппарата.
Мероприятия по исправлению прикуса при грамотном подходе дают хороший результат.
Нехватка общения
Дислалия функциональная развивается у детей, как правило, вследствие возникновения задержки психо-речевого развития. Такое состояние развивается в результате воздействия окружающей среды, условий, в которых растет малыш.
Расстройство фонематического типа может возникать из-за наличия у ребенка болезней, которые провоцируют задержку развития психики и речи.
Причиной может стать нехватка внимания и заботы со стороны родителей. А также стремление ребенка подражать речи людей из окружения, обладающих неправильным произношением.
Поэтому лучше, чтобы малыш в период формирования у него речи общался с такими людьми реже.
Вызвать появление дислалии способно и чрезмерное сюсюкание с малышом: он начинает повторять намеренно искажаемым взрослыми слова.
Кроме того, данное речевое нарушение может стать следствием недостатка общения, когда с ребенком слишком мало разговаривают.
Мнение врача:
Дислалия – это расстройство речи, которое часто встречается у детей. Врачи отмечают, что причины данного состояния могут быть разнообразными, включая наследственность, недоразвитие мышц рта, а также психоэмоциональные факторы. Коррекция речи у детей с дислалией требует комплексного подхода, включающего логопедические занятия, физические упражнения для развития мышц, а также психологическую поддержку. Важно помнить, что раннее выявление и своевременное начало лечения способствуют более эффективным результатам и успешной коррекции речи у детей с дислалией.
Характеристика ребенка с расстройством
Дислалия не только мешает окружающим понимать малыша, но и создает для ребенка трудности в общении и усложняет процесс его
социальной адаптации.
Например, в детском саду ровесники могут начать подшучивать над таким ребенком. Ему вряд ли позволят читать стихи на разных праздничных мероприятиях, тем самым исключая его из этого вида деятельности.
Все это может стать причиной стеснительности малыша. Он может замкнуться и уйти в себя, начать избегать общения со сверстниками, чтобы как можно меньше разговаривать и подвергаться насмешкам.
Характерные признаки
Дислалия у ребенка проявляется в нарушении произношения звуков. Характер таких нарушений может быть разным.
Иногда дети пропускают звуки в словах. В других случаях они произносят их неверно, заменяя одни звуки на другие.
Яркий пример:
- вместо «машина» малыш произносит «мафына» или «масина»;
- слово «рыба» звучит у него как «лыба», «лампа» как «рампа».
Бывает, что ребенок проговаривает звуки правильно в одних словах, а в других – искажает.
Современный бешеный ритм жизни приводит к тому, что у многих людей наблюдается головная боль напряжения. Какие методы терапии и профилактики существуют?
Нсформированность или недоразвитость речи из-за повреждения коры головного мозга алалия. Как помочь своему ребенку?
Опыт других людей
Причины и коррекция речи у детей с дислалией вызывают большой интерес у родителей и специалистов. Многие отмечают, что раннее выявление проблемы и своевременное начало лечения играют решающую роль в успешности коррекции. Родители делятся опытом и советами по работе с детьми, подчеркивая важность терпения и постоянства. Специалисты отмечают, что индивидуальный подход и систематические занятия способствуют наилучшим результатам. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и коррекция речи требует терпеливого и постоянного труда как со стороны родителей, так и со стороны специалистов.
Диагноз ставит врач
Диагностировать расстройство речи должен врач-логопед. Его задача – выяснить, к какой форме относится нарушение речи у ребенка. А затем предложить варианты исправления дефекта.
Чтобы процесс формирования правильной речи у детей происходил как можно быстрее и легче, специалисты рекомендуют показывать ребенка профессиональному логопеду регулярно еще до того, как ему исполнится четыре-пять лет.
Методы устранения расстройства в домашних условиях
Коррекция различных видов дислалии требует разного подхода.
В ситуации, если нарушения носят функциональный характер, большая роль в исправлении дефектов отводится родителям и другим родственникам, с которыми много общается ребенок.
Необходимо придерживаться следующих правил и советов:
- Во-первых, специалисты советуют перестать сюсюкатьи начать разговаривать с малышом, произнося слова правильно. Это стоит делать с самого его рождения.
- Во-вторых, не стоит ругать ребенка за то, что он не может пока четко выговаривать слова. Вместо того, чтобы его стыдить, лучше позаниматься с ним, используя разные упражнения. Например, забавные стихотворения.
- Нужно выполнять несложные упражнения. Существует множество артикуляционных упражнений, которые помогают улучшить произношение. Их лучше делать в форме игры и перед зеркалом. Ребенок может дуть на игрушку-вертушку или сдувать с ладони «снежинки» из ваты, или же задувать горящую свечу. Можно поиграть в «окошко»: ребенку нужно широко открывать рот и закрывать. Другое упражнение, «маячок», представляет движения вправо и влево нижней челюстью.
- Можно играть в психологические игры. Например, изобретать для предметов, название которых ребенок искажает, новые ассоциации. Так под «мафынкой» может подразумеваться смешной некий предмет, которого вообще нет в реальной жизни. При этом машинка настоящая будет в сознании ребенка связываться с правильным произношением этого слова.
Результат не заставит себя ждать, если упражнения будут выполняться регулярно. Конечно, это требует от родителей или других близких людей терпения, внимания и достаточно много времени.
Если же домашние занятия не дают желаемого эффекта, а ребенок уже перешагнул возраст в пять лет, стоит обратиться к логопеду.
Помощь врача
Врач проводит обследование детей с дислалией и при необходимости, направит на консультацию к стоматологу (для выявления анатомических нарушений речевого аппарата) или неврологу – при дислалии функционального типа.
Работа самого врача-логопеда состоит в том, чтобы сформировать у ребенка умения и навыки верного произношения звуков. Для этого специалист учит малыша воспроизводить фонемы, распознавать разные звуки, слышать свое произношение и оценивать его,
вырабатывать навыки правильной артикуляции.
Врачу важно найти самый «короткий» путь к исправлению нарушений.
При этом используется комбинация разных методов, которые выбираются в зависимости от типа нарушений и степени их выраженности у конкретного ребенка.
Чтобы логопедические уроки принесли результат, периодичность их проведения должна быть не реже трех раз в неделю. Кроме того, с ребенком нужно заниматься дома, выполняя задания врача каждый день по нескольку раз.
Сроки лечения
Сколько времени понадобится для устранения нарушений речи? Это определяется множеством факторов, в том числе индивидуальными особенностями ребенка и позицией родителей.
При небольших нарушениях коррекцию удается провести за один-два месяца. В более сложных случаях требуется от трех до шести месяцев.
Чем младше ребенок, тем процесс идет быстрее. Сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо реже, чем школьников
Профилактика речевых нарушений
Избежать развития дислалии у детей помогает ранняя профилактика. Одно из основных ее условий – формирование здорового образа жизни малыша с первых же дней его жизни.
Врачи рекомендуют делать ребенку массаж, позже – зарядку вместе с ним; закаливать его. Все это благотворно влияет на развитие правильной речи.
Важный способ предотвращения развития расстройства – общение.
С ребенком надо много разговаривать, даже когда он сам еще не произносит слоги. Можно просто рассказывать ему о том, что вы делаете: готовите, убираетесь, играете. Описывать предметы и людей, которые встречаются на улице. Читать сказки и стихи, петь песни.
Чтобы у ребенка не сформировалась дислалия механического характера, стоит обратить внимание на его прикус. Проверить, правильно ли расположены верхние и нижние зубы по отношению друг к другу можно у врача.
Если большая часть зубов не соприкасается друг с другом, между ними появляется чересчур большая щель. В нее проваливается язык, и это мешает ребенку говорить правильно.
Одной из причин появления аномалий прикуса долгое время считалось излишнее пристрастие родителей к пустышкам.
Современные формы выпускаются анатомической формы и, по мнению медиков, не оказывают такого влияния на формирование положения зубов, как их предшественницы
Частые вопросы
Какие причины возникновения функциональной дислалии?
Причины развития функциональной дислалии вызваны нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга, а также биологическими и социальными факторами. Например, подражание ребенка неправильной речи взрослых, подражание родителей детскому лепету, семьи-билингвы (двуязычие), педагогическая запущенность.
Какая форма речи нарушается при дислалии?
Дислалия – один из самых распространенных дефектов речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим.
Как говорит ребенок с Дислалией?
Дислалия выражается в неправильном произношении звуков и слов: искажение слова, замена букв и звуков, пропуск букв. При этом, ребенок прекрасно слышит и имеет хороший лексикон.
Как устранить дислалию?
Основной принцип успешного лечения дислалии у ребенка – систематичность. Занятия должны проходить регулярно с периодичностью не менее 2–3 раз в неделю, при этом большое значение имеют домашние самостоятельные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Постарайтесь общаться с ребенком с дислалией спокойно и терпеливо, давая ему время выразить свои мысли. Поддерживайте его и поощряйте за усилия в преодолении речевых трудностей.
СОВЕТ №2
Игровая терапия может быть эффективным способом коррекции речи у детей с дислалией. Используйте разнообразные игры, задания и упражнения, которые помогут развить речевые навыки и улучшить произношение.
СОВЕТ №3
Обратитесь к специалистам – логопеду и педиатру, чтобы получить профессиональную помощь и рекомендации по коррекции речи у ребенка с дислалией. Регулярные занятия с логопедом и выполнение рекомендаций специалистов помогут добиться значимых результатов.